«Если ей хочется – пусть попробует»

О чем, скажите, говорить с мужчиной накануне 8 Марта, если даже этот мужчина – «Учитель года – 2018»?

Разумеется, о прекрасном. Итак, наш корреспондент выловил учителя истории гимназии №5 Андрея Моченова в актовом зале гимназии, где вовсю шла церемония поздравления милых дам. И, присев в вестибюле на скамейку, наш герой сознался:

— Конкурс «Педагог года» — это и нагрузка, и эйфория, целый комплекс ощущений, причем неожиданных – я же впервые участвовал в таком «испытании». Мне хотелось посмотреть, и что я представляю собой в стрессовой ситуации, и что представляют собой мои коллеги. Но очень жаль, что по большей части мы не видели выступлений друг друга… Что касается меня, то я понял: где-то можно было успокоиться и «прибавить», а где-то получилось неплохо.

— А когда вы говорите себе, что урок прошел «неплохо»?

— Вы понимаете, урок – это всегда процесс рождения неизвестного заранее. Даже если ты подготовил все от и до, не факт, что все получится. А иногда подготовки меньше, а получилось – вот так! Самое главное для меня – не концентрироваться на плане, а идти вслед за мыслью. Когда я считаю, что урок получился? Наверное, когда самый последний двоечник включается в дискуссию. И еще есть у меня такой показатель: вот ты ведешь урок – выдерживаешь паузу, а в классе – тишина до звона. Значит, у меня получилось!

— Один очень мной уважаемый учитель сказал, что как бы ни шла дискуссия на уроке, он всегда знает, к какому выводу должен привести учеников. Вы тоже так считаете?

— Да, я должен заранее знать результат. Я понимаю, что противоречу сказанному раньше, но ведь и я не могу оценивать какие-то исторические события или личность однозначно. Исторический процесс по определению неоднозначен, а история – предмет со спектром мнений. Это я и должен донести до ребят, но предложить им то, на чем они должны основываться, формируя определенное мнение.

— Давайте вернемся к вашему мнению, в частности – о конкурсе «Педагог года». В абсолютно дамском окружении вам пришлось проявлять качества джентльмена – уступать, проявлять снисхождение и так далее?

— Дамское окружение, как вы говорите, всегда приятно, но… волнительно, я бы так сказал. Потому что участницы конкурса не только твои коллеги, но и представители прекрасной половины человечества. И, признаюсь, я слегка стеснялся и иногда чувствовал себя не в своей тарелке. Что же касается коллектива, где я работаю, то тут я всегда ощущаю безусловную поддержку моих коллег-женщин. Но у нас есть и мужчины, так что есть с кем поговорить по-мужски, так сказать.

— Существует устоявшееся мнение о том, что учитель-мужчина необходим в школе. Почему, с вашей точки зрения?

— Мне трудно объяснить, но мужской подход в воспитании – это другой подход, другая логика, другой способ мышления. И ребенок должен воспитываться в гармонии – и женщиной, и мужчиной, как в семье. В школе, где я учился? Да, учитель труда у нас был, Алексей Иванович, к которому мы относились с большим трепетом. А в институте на меня серьезное влияние оказал наш методист, которому я благодарен за то, чему он нас научил. Ну а в первую очередь образец мужского поведения для меня – это мой отец, который был военным, воевал в Афганистане. Кстати, я вот не помню, чтоб он меня жалел, оставляя эту функцию маме…

— А кто был вашим книжным героем? Наверняка вы ведь были книгочеем.

— Мой самый первый ориентир в жизни – это Суворов. Детство у меня было трудноватое, книг было немного, а самая любимая – «Детская история в лицах». И вот там-то я и нашел своего героя – демократичного, не спесивого, смелого, деятельного. А в профессии сейчас мой маяк – без всякого пафоса об этом говорю – Макаренко, который сумел в тяжелое время из отпетых хулиганов и полууголовных элементов воспитать полноценных граждан. Мне кажется, учителю и сейчас «троечникам» и «двоечникам» надо уделять не меньше внимания, чем одаренным детям. Это трудная работа, большая работа, но именно ее результат, когда он очевиден, меня особенно радует.

— В современном обществе гендерные различия постепенно стираются. Как вы к этому относитесь?

— Во-первых, совершенно спокойно отнесусь к тому, что мужчина делает маникюр, а женщина водит автобус, например, потому что это личное дело каждого. А во-вторых, такое сближение – это эпоха, и к этому можно относиться просто как к данности. Картошку на кухне почистить, если жена маникюрит пальчики? Смогу, конечно, — я вообще люблю готовить. Остаться с ребенком в декретном отпуске, а жена будет работать? Вообще, я считаю, что мужчина и женщина – равноправные члены общества, так что почему бы и нет? Правда, я еще пока не женат (смеется). Если жена скажет, что хочет дрова рубить? Запрещать не буду – пусть попробует, но есть какие-то вещи, которые лучше делать мужчине. Женщина, конечно, может коня на скаку остановить и в горящую избу войти, но лучше пусть не будет таких ситуаций – нам, мужчинам, стоит избавить наших избранниц от них.

— Ну и поздравление от вас – за 8 Марта только закрылась дверь…

— Будьте всегда красивыми, нежными. Чтобы ваш дом был теплым и уютным, а работа – нравилась. Если бы хотел поздравить стихами? Выбрал бы Есенина. Если музыкой? Моцарта – из «Женитьбы Фигаро». С праздником!

Светлана ЗАЙЦЕВА

Back to top button
Close