Слушал бы и слушал…

— о злоключениях маленькой Козетты (Виктор Гюго),

— об одуванчиках с желтыми ладошками (Михаил Пришвин),

— о козе Аглае Сидоровне (Ирина Пивоварова),

— о секрете счастья (Паоло Коэльо)

и других премудростях и подробностях жизни.

«Слушал бы и слушал» не только потому, что хороший русский язык теперь редкость в обыденной жизни, но и потому, что вышеназванные миниатюры не просто читали — исполняли школьники. 13 марта в гимназии №4 прошел муниципальный этап конкурса «Живая классика».

Классика дышала вокруг: в неторопливости и обаянии ведущей — учителя-словесника гимназии и руководителя методобъединения Натальи Стрельцовой, в абсолютной доброжелательности и внимании аудитории (в том числе и жюри), в какой-то совсем не соревновательной атмосфере — как в театре. Бывают такие моменты на хороших спектаклях, когда весь зал замирает, объединенный одной эмоцией. И мурашки по коже, когда звучит текст Светланы Алексиевич, например («У войны не женское лицо»). Или хохот, когда шестиклассник цитирует «Элементарно, Ватсон!», «попыхивая соломинкой, как трубкой».

От такого единения выигрывают и зрители, и исполнители — последние уже и на сцену не хотят подниматься — просто выходят вперед, а то и присаживаются на сцену, рассказывая залу истории (наизусть!), которые им так нравятся.

Кто научил их такому чутью и чувству меры? Что современные дети читают помимо обязательного школьного списка? Обратимся-ка к учителям — членам жюри.

— Что читают помимо школьной программы? Фэнтези в основном, — отвечает словесник гимназии №5 Тамара Судьина. — Даже в сочинениях цитируют фэнтези и зарубежную литературу, причем, с моей точки зрения, не лучшего качества. А со школьной программой — еще сложнее. Я сама, перечитывая Гоголя, думала: как современный ребенок разберется во всех авторских витиеватостях? И я их понимаю в какой-то степени, когда они не хотят читать, но стараюсь убедить, разъяснить, что человек со времен Гоголя мало изменился, и истины, которые писатель пытался донести до современников, важны и для нас…

— Рэя Бредбери они читают, — объясняет словесник лицея «Парус» Алла Шульга. — И это говорит о неплохом вкусе, между прочим.

— Наши Джека Лондона читают, например, причем много читают! — объясняет заместитель директора школы №1 Елена Смирнова.

— Я не учитель, поэтому мне сложно сказать о предпочтениях школьников. Но сегодняшний конкурс — это очень здорово, — вступает специалист отдела образования… — Он очень важен, потому что живое слово всегда значимо, особенно сейчас, когда все чаще общение сводится к обмену смсками и смайликами.

…А актеры и зрители тем временем продолжают обмениваться эмоциями — по поводу подготовки к экзаменам (Тэффи), по поводу уроков музыки (Ирина Пивоварова) или собственного отражения в зеркале (Борис Ганаго). Очень симпатичного, надо сказать, «отражения» современного школьника в зеркале классики.

 

Жюри решило

 

По итогам работы жюри в старшей возрастной группе лучшей названа Надежда Сыровецкая из гимназии №5 с «Монологом слепой девушки» Татьяны Седых. В средней — Айша Айразова из лицея №6 с отрывком из «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич. В младшей возрастной группе победил Всеволод Клабуков из лицея №6 с рассказом «Элементарно, Ватсон!» Марины Дружининой.

Был и специальный приз — сладкий — для второклассницы Маши, которая открывала программу отрывком из «Козетты» Виктора Гюго. Маша была абсолютно органична в своей роли, но выступала вне конкурсной программы — из-за возраста.

 

— Конечно, страшно было — да, Маш? Конечно ответственно, — прокомментировала Наталья Стрельцова. — Но Машенька всем нам показала пример, как нужно выступать. Мы благодарим ее, надеемся увидеть уже в конкурсной программе через несколько лет и — приз для Маши!

Светлана ЗАЙЦЕВА

Back to top button