Экс-центри-си-тет орбиты и радуга в тазике

В лицее №2 прошла 18-я конференция «Дети исследуют мир».

Уж сколько раз лицей №2, он же Ассоциированная школа ЮНЕСКО, собирал юных исследователей на научно-практическую конференцию. Уж сколько раз с ненасытным любопытством смишники носились по секциям, торопясь успеть как можно больше увидеть и услышать. А вот поди ж ты — интерес не угасает! 18-я (совершеннолетняя!) конференция, состоявшаяся 6 апреля, не стала исключением.

— Сегодня мы принимаем представителей 29 школ, лицеев, гимназий, — сказала директор лицея Елена Музалевская. — И география расширяется: сегодня к нам приехали гости не только из Москвы и городов области, но и из Твери, Старого Оскола, Ивановской области. Кроме того, в работе конференции участвуют не только ассоциированные школы ЮНЕСКО, но и те, кто не имеет такого статуса.

В этот раз проекты представляли на девятнадцати секциях «по интересам», и в соответствии с общей тенденцией — интеграцией дисциплин — разделяли не «предметно», а тематически. Так, секция «Человек в современном мире», например, объединяла и «граффитистов» (доказавших, что их хобби вполне подходит для благоустройства территории школы), и «законников» («Моя семья — мое право»). А на «Фундаментальных закономерностях природы» делились открытиями астрономы и химики, физики и… «прикладники» (разъяснявшие, на что обращать внимание при покупке пылесоса, например). Вообще, «совершеннолетняя» конференция, судя по темам докладов, была гораздо более «прикладной», чем раньше. Может быть поэтому «юных исследователей», то есть учеников начальной школы, объединили аж в четыре секции – как известно, детвора не слишком любит теоретизировать, вернее, предпочитает все проверять на практике.

Лет десять назад первачки только-только ступали на эту тропу, а теперь научились удивлять своим вниманием к самым обычным предметам не только ровесников, но и взрослых. Вы знаете, например, как устроить радугу на потолке собственной квартиры? А вот второклассница Алина Шакирова из лицея №3 с легкостью объясняет и показывает, как наполнить жизнь семицветьем, — нужны-то всего лишь тазик с водой, зеркало и солнце (лампа). А второклассник Никита Буторов из лицея №2 (вместе с папой!) изобрел и продемонстрировал «Пасхального робота», который после заседания плавно перекочевал в холл, чтобы удовлетворить любопытство школяров всех возрастов. Авторы проекта только успевали подкладывать крашеные яйца на «палитру», где робот их всяко-разно расписывал. Предложить самое что ни на есть бытовое применение своим изысканиям умудрялись даже на секции «В мире математики»: девятиклассники из Реутова предложили увеличить остроту зрения, используя геометрические рисунки, и доказали экспериментально, что их метод работает.

Вообще, тем и хороша эта конференция, что академической атмосферой тут не пахнет: айтишники изготавливают «шары-напоминалки», географы раздают «маршрутные листы» для потенциальных путешественников по Италии, биологи демонстрируют фокусы оптического обмана, а из аудитории «англичан» доносится музыка. Нет, не запись – красавец-девятиклассник из Щелкова выводит на саксофоне «Green sleeves», мелодию времен короля Генриха, иллюстрируя презентацию соавтора проекта – практически леди Дианы – о волшебной силе музыки, подтвержденной экспериментально.

Разумеется, хватало и классических тем – литературоведческих, краеведческих, о войне и героях того времени, но тенденция была очевидной: день сегодняшний с его «вызовами», как теперь принято говорить, интересовал больше, чем история. Столько вокруг интересного: от путешествий (не только в Италию – и в нашем Мышкине полно чудес!) до молодежных субкультур, «олбанского» языка, возможности самим делать мультики, создавать компьютерные программы и… печь хлеб. Вот такое «назад в будущее».

И еще одна особенность: глобальные проекты и темы, так популярные лет десять назад, уступили место камерным, очень конкретным. Не масштабный экологический проект «Дети Волги», например, не умещавшийся, помнится, в одну секцию, а всего лишь акция «Собираем батарейки» или «Убираем мусор и запускаем мальков в озеро Сенеж». Что я могу сделать, чтобы мир стал чище (добрее, лучше) – отвечали на этот конкретный вопрос, позволяя себе лишь реплики вроде такой: «Теперь я смогу рекомендовать учителю географии проводить выездные уроки» (как сформулировано!).

Руководили увлекательным процессом (презентации, обсуждения, подведения итогов) на разных секциях не только преподаватели лицея, но и ученые гости из университета «Дубна» и филиала «Угреша», из ФЦДТ «Союз» и Московского государственного областного университета, среди которых – доктора и кандидаты наук, деканы факультетов и заведующие кафедрами. Так что высокие оценки качеству проведенной работы звучали на пленарном заседании из уст весьма компетентных специалистов. Они не расходились во мнении и с принимающей стороной.

— У нас на секции «Искусство слова», — сказала заместитель директора лицея Ася Рыженкова, — представляли проекты об искусственных языках, об интернет-языке, о топонимике, роли надписей на одежде, то есть очень интересные метапредметные работы. Дети не зацикливались на каком-то одном лингвистическом явлении – они расширяли свое знание, переходя в пространство другой науки… Причем особенность сегодняшней конференции в том, что авторы представляли не просто исследовательскую работу, а некий продукт: либо обучение младших школьников технике скорочтения, например, либо видеоэкскурсию по городу, где живет автор и так далее.

А декан химико-биологического факультета Московского государственного областного университета Назар Юнусов в своем выступлении перекинул мостик к конференции следующего года:

— Хотелось бы, чтобы вы готовились, исходя из следующих моих пожеланий: когда представляете работу, обязательно предложите методику проведения эксперимента. И еще, пожалуйста, уважаемые руководители проектов, отнимайте у юных исследователей бумаги. Слайды и голова – это все, что нужно автору, чтобы представить проект. Вот такие детали нужно учесть. А в остальном вы – большие молодцы, и я вами горжусь!

P.S.: Мудреное слово, упомянутое в заголовке материала, автор вычитал в программке конференции и наудачу остановил и попытал в школьном коридоре молодого человека из числа участников конференции: что сие означает – экс-центри-си-тет? «Да ничего сложного, – на ходу объяснил респондент. – Это такая штука, которая показывает, насколько орбита планеты, обычно эллипс, отличается от окружности»… Вот так вот!

Close
Close