«Живой материал и живая работа»

Научно-практический региональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность учителя и ученика в условиях модернизации современного образования» состоялся 12 апреля в гимназии №5.

Особенность семинара в том, что он объединяет творческие силы не только авторов проектов и их руководителей: учителя проводят мастер-классы, все вместе собираются в творческих лабораториях, а школяры из начальной школы подключают к работе над своими проектами и родителей. Вот такое научно-практическое сообщество, выросшее из научного общества «Поиск», созданного в 2002 году, руководитель которого (и научный руководитель гимназии) доцент Нина Граблина рассказала о сути семинара и своих впечатлениях нашему корреспонденту.

— Семинар состоял из четырех частей: пленарного заседания, мастер-классов, творческих лабораторий и защиты проектов на всех предметных кафедрах, включая начальную школу, — объяснила Нина Васильевна. — Мы отказались от открытых уроков 16 лет назад в пользу мастер-классов, общий девиз которых – «Делай, как я». Что касается творческих лабораторий, то это показ уроков-проектов. Скажем, Татьяна Кондакова, руководитель журналистского центра, с детьми разных возрастов делала газету «Пятый элемент». Наш словесник Тамара Владимировна (Судьина – прим. авт.) показывала «творческое письмо» с пятиклассниками – они работала со словом «Весна». В процессе работы использовались музыка, живопись, звуки природы, и дети так увлеклись, что на нас – гостей – внимания никто не обращал. Итог – творческие работы о весне. И если бы я не видела, как это все рождается, я бы не поверила, что их писали дети. И получение какого-то «продукта» — газеты, эссе или еще чего-то — было общим принципом работы семинара. Да, еще не могу не сказать о творческой лаборатории нашего историка – Андрея Моченова. У него была замечательная идея — изучить отечественную историю, используя карту метрополитена с названиями ее станций. Он сумел так подобрать материал, такие проблемные ситуации создать, что и девятиклассники, и мы чувствовали себя исследователями, путешественниками, которые и предположить не могли, что скрывается за следующим поворотом «тропы», уводившей в эпоху революции. А «маршрут» прокладывали сами ребята, отталкиваясь от названия станции. Причем звучал реальный голос, объявлявший названия станций в метро: «Следующая станция – Кропоткинская…» Вы не поверите, Андрей Борисович даже артефакты сумел раздобыть – в частности, гипсовый бюст Ленина, знамя с серпом и молотом. Мы прониклись сутью эпохи, почувствовали ее атмосферу… На занятии присутствовала профессор, доктор исторических наук из Академии социального управления Светлана Васильевна Лайне – она высоко оценила качество работы учителя и даже подключилась к процессу, напомнив о правиле «не плевать в святой колодец истории» в связи с обсуждением личности Ленина. Вот такой живой материал, живую работу, а не отрепетированные уроки, мы видели и на мастер-классах, и в творческих лабораториях.

— Судя по темам проектов на недавней конференции школ ЮНЕСКО, день сегодняшний интересует школяров больше, чем вчерашний. Вы не заметили этой тенденции на вашем семинаре, когда обсуждались проектные работы гимназистов?

— Нет, напротив. Уже три года, как Андрей Моченов возглавляет наш историко-патриотический клуб «Лад», созданный в 1996 году. И он серьезно занимается краеведческой работой и даже археологией – ходит с детьми на раскопки. И школьники показывают краеведческие проекты, основанные на реальной на практике.

— Тогда в чем, на ваш взгляд, особенность семинара этого года, судя по выбранным для исследования темам?

— Мне трудно судить – невозможно побывать на всех секциях. Но могу сказать, что у нас очень активизировалась начальная школа, в том числе благодаря созданию ресурсного центра «Интеллект». Дети работают вместе не только с учителями, но и с родителями. И это очень хорошо в плане сближения, в плане понимания общих задач и достижения общих целей. Причем проекты младших школьников, как правило, носят очень предметный характер. Скажем, ребенок посадил горох и наблюдал, как он будет расти под аккомпанемент разной музыки, измеряя рост буквально по миллиметрам. Вывод: рост увеличивался при звучании классической музыки и почти прекращался при звучании рока. Еще об одной работе не могу не упомянуть: мама младшего школьника связала двух куколок – частицы НЕ и НИ, а потом они «ожили» в мультфильме, созданном общими усилиями. Кстати, мой семиклассник тоже сделал мультфильм в рамках работы об Илье Муромце… Так что, повторюсь, результатом большинства исследований был определенный конкретный «продукт». Ну а «продукт» самого семинара, кроме всего прочего, — сборник материалов, который мы издаем каждый год. И 16 экземпляров от ста отправляются во все ведущие библиотеки России. Могу сказать еще об одном «продукте» нашей научной деятельности, очень весомом: в 2014 году мы получили грант — миллион рублей — на областном конкурсе инновационных проектов и потратили его на технику для школы, которую теперь используем на семинарах и конференциях.

— Кто из гостей присутствовал на вашем семинаре, кроме профессора Светланы Лайне?

— Директора всех школ города, заведующие детскими садиками и все заинтересованные учителя, родители – особенно из «началки». Уверена, большинство получили не просто интеллектуальное удовольствие, наблюдая за процессом, но и опыт, и знания, а главное, стимул развиваться в соответствии с запросами времени.

Светлана ЗАЙЦЕВА

 

Close
Close