Каким быть памятнику коммунарам

Идея установки в городе памятника коммунарам родилась более десяти лет назад. Наше литобъединение поддержало ее ещё в 2007 году. За это время были предложены три проекта памятника, обсуждалось место его установки, а в 2012 году был даже начат сбор средств.

Для меня установка такого памятника очень важна, поскольку деятельность трудкоммуны – важнейший этап в развитии города Дзержинского, его нельзя игнорировать.

Памятник коммунарам должен удовлетворять ряду требований:

  • отражать историю нашей трудкоммуны №2;
  • воплощать дух коллективизма и основные лозунги воспитания в коммуне (кратко это «Труд и учёба, честь и честность»);
  • в скульптурной группе должны быть несколько ярких личностей, чьи судьбы тесно связаны с нашей трудкоммуной;
  • композиция должна быть динамичной, достоверной, представляющей основные направления деятельности трудкоммуны (производство, учёбу, развитие культуры и спорта), желательно учесть и такое яркое событие, как посещение коммуны писателем Максимом Горьким в 1928 году.
  • место установки должно быть связано с историей трудкоммуны и доступно для массовых посещений.

Первый проект предложил люберецкий скульптор Александр Рожников. Он включал в себя большую — пять метров — фигуру мастера производственного обучения с флагом, на котором написано «В коммуне остановка», и ниже относительно невысокий длинный барельеф на тему коммунарской жизни. Дальше пластилинового макета в малом масштабе дело не пошло, поскольку проект многим горожанам не понравился. Это вполне справедливо, ведь он не отражал ни духа коллективизма, ни истории нашей трудкоммуны, а в центре композиции находился некий абстрактный мастер производственного обучения – даже не коммунар. Да и в строке из популярной песни 1920-х годов имеется в виду, конечно, не трудкоммуна как учреждение, а коммунистическое общество. Стоил бы памятник Рожникова больше десяти миллионов рублей – неподъемные деньги для города. На мой взгляд, не имеет смысла снова возвращаться к этому проекту, поскольку требованиям к памятнику нашим коммунарам он совершенно не отвечает.

Эскизный проект (чертёж на бумаге) архитектора Виктора Япринцева родился как альтернатива памятнику Рожникова. Япринцев учёл специфику нашей трудкоммуны, посоветовавшись с краеведами, но сам проект был привязан к локации около стадиона, органично туда вписывался. А на месте, которое предлагается сейчас (у школы №1, примерно там, где некогда стоял поссовет), вряд ли будет хорошо смотреться. Высокий фрагмент части монастырской стены там будет казаться громоздким. Кроме того, проект предусматривал только барельефы, в нём нет фигур. Такой памятник дешевле, но выглядит «скучновато», статично.

Наконец, в 2011 году скульптор Сергей Манцерев предложил еще один проект памятника, который в принципе удовлетворяет, на мой взгляд, всем упомянутым выше требованиям. Он был выполнен в глине и в 2012 году долгое время оставался доступным для осмотра в Культурно-эстетическом центре. Большинству горожан он тогда понравился. И неслучайно. Памятник достоверный, динамичный, полный жизни. В центре — композиция из нескольких фигур примерно в натуральную величину, среди которых выделяется управляющий коммуной в 1929-1935 годах Павел Перепёлкин. Перед ним мальчик-коммунар с мячом, с одной стороны от Перепёлкина — его заместитель и впоследствии управляющий коммуной Ефим Смелянский, с другой стороны – наш поэт Ярослав Смеляков «с блокнотом и пером» (так он сам о себе писал, когда работал у нас газете, будучи коммунаром) и подросток, свистящий вьющимся голубям. Далее группа переходит в барельеф, изображающий коллектив коммунаров, несущих транспарант с лозунгом «Труд и учёба, честь и честность» (как на первомайской демонстрации). Все исторические персонажи памятника отличаются портретным сходством, что важно. Пожалуй, только Смеляков должен быть ростом пониже Смелянского (в проекте наоборот, но исправить несложно). Такая группа – дети, их воспитатели и руководители, более старшие коммунары – передаёт дух коллективизма к коммуне. На барельефах, окружающих справа и слева центральную композицию, располагаются сцены, отражающие деятельность коммуны. Они были не очень конкретизированы, но это не составляет проблемы, поскольку можно подобрать в качестве источника и обсудить соответствующие фотографии, изображающие, как коммунары учатся, работают, занимаются спортом и творчеством.

Проект следует доработать. Прежде всего, привязать композицию к месту установки. Кстати, неподалёку от предлагаемого главой города места до войны была Детская творческая станция (ДТС) трудкоммуны, располагавшаяся в уцелевшей части зданий Николо-Угрешского училища. ДТС хорошо помнит наш ветеран Татьяна Рудко, которая там занималась. Наверное, лучше установить боковые барельефы не по прямой линии, а полукольцом. Тогда на обороте памятника, как мне видится, получится поместить ещё барельефы и краткие надписи о трудкоммуне. Как именно их расположить (одной «стенкой» или каждый на своей отдельной «стеночке», чтобы вокруг них можно было свободно ходить и читать надписи), следует обсудить со скульптором, специалистами и с жителями.

Елена ЕГОРОВА, краевед, руководитель литобъединения «Угреша»

Back to top button