Учиться – значит исследовать

Пытливые умы из общеобразовательных учреждений нашего города 16 мая в стенах гимназии №5 поделились друг с другом своими научными находками на VI городской научно-практической конференции учащихся начальной школы.

Тема конференции — «Проектная деятельность как важнейшее условие самореализации личности учащегося в современной школе», — по словам директора гимназии Натальи Викуловой, собрала 60 коллективных и индивидуальных работ, защита которых прошла на 12 кафедрах. Директор поблагодарила педагогов и наставников, детей и родителей, активно работавших в течение всего года.

…Первоклассница лицея №6 «Парус» Анжелика Пономарева под руководством учителя-консультанта Марии Воробьевой подготовила проект «Тайны имен сказочных героев». Ученица исследовала материалы русского фольклора, проанализировала полученную информацию, провела опрос среди одноклассников и даже изготовила куклы самых популярных у одноклассников сказочных героев: домового, кикиморы, Бабы-яги. И рассказала много интересного! Например, о том, что сказочный термин «курьи ножки» возник на Руси, где дома в болотистой местности строили на деревянных столбах, а чтобы они не гнили, их окуривали — обжигали на огне. Или — эпитет сказочного героя Иванушки – «дурачок» — изначально не носил значения «глупый». В Древней Руси детей зачастую называли по порядку: «первак», «вторак», «третьяк», а также и «другак» в значении «другой», «следующий». С ходом времени часть букв редуцировала и… получилось имя классического сказочного персонажа.

Владимир Рахматов из гимназии №5 под руководством учителя Натальи Занегиной разбирался в вопросе «Крокодил. Кто же он: добрый герой или злой?». Ученик 2-го класса проследил отношение к этому хищнику в различных культурах. Например, выяснил, что в языческой Руси поклонялись загадочному богу ящеру в образе крокодила. Также парень собрал интересные факты про это животное. Вы знали, что крокодил живет до 100 лет, охотится ночью, а для облегчения процесса пищеварения глотает камни, которые в желудке выполняют функцию жерновов? Также юный исследователь уточнил, что динозавры не являются предками крокодила. В своей работе второклассник исследовал, как писатели, в частности, Корней Чуковский и Эдуард Успенский, использовали образ земноводного, чтобы создать отрицательного и положительного персонажа.

В исследовании «Удивительные птицы» второклассница гимназии №5 Ксения Скороход не только собрала интересную информацию, но и самостоятельно изучала пернатых под руководством учителя-консультанта Татьяны Сучковой. Девочка выяснила, что зимой за одну минуту к кормушке полакомиться семечками синицы прилетают от 17 до 28 раз, а затем они прерываются на интервал от 12 до 25 минут. При этом самые частые посетители – большая синица и хохлатая синица. Все знают, что эти птицы любят клевать сало. Если на улице не очень холодно, то они лакомятся от двух до четырех минут, а если морозы, то синица «зависнет» у кусочка на восемь-десять минут, прервется до получаса и снова вернется к лакомству. Ксения также провела опрос и узнала отношение учащихся своей гимназии к пернатым обитателям нашего края. Данные получились интересные, из которых следует, что ребята любят гулять в лесу и не чураются подкармливать лесных птах.

Мультфильм своими руками попыталась сделать ученица лицея №2, третьеклассница Анна Федорова (руководитель Ирина Дудкина). Она погрузилась в историю их создания – от стробоскопа до компьютерной анимации, — и сама создала небольшой анимационный ролик, используя конструктор «Лего». Из ее доклада гости узнали, что для детей до трех лет просмотр мультфильмов запрещен, поскольку это совсем неполезно для малыша, тем более медики считают, что до двух-трех лет содержание мультфильмов не воспринимается ребенком. Также анимационные фильмы ведут к чрезмерной нагрузке на центральную нервную систему, что может привести к гиперактивности или заторможенности. Ранний просмотр анимационных фильмов ведет к задержке речевого развития. Детям от трех до семи лет можно смотреть мультики до 30 минут в день; от семи до десяти — 30-50 минут в день, а от 11 до 18 лет — 1-3 часа в день.

«Рацион успешного ученика» в своей работе составила ученица гимназии №5 Арина Елисеева (учитель-консультант Алина Колпакова). В ходе исследования третьеклассница выясняла, какие продукты полезны для детского организма. Подпитывать мозг ученикам помогут морская рыба (содержит фосфор), яйца (холин для улучшения памяти), овсянка (главный источник энергии для мозга), овощи (антиоксидант, который восстанавливает клетки мозга и повышает устойчивость при умственных нагрузках), молочные продукты и ягоды (ОМЕГА-3 и витамин B улучшают память), говядина (содержит железо и цинк, улучшающие функции мозга). «Взрослые правы, когда предлагают на завтрак кашу и яйца, но и дети правы, когда летом стараются съесть побольше клубники», — сделала вывод исследовательница. Изучив несколько систем питания, Арина подчеркнула, что основой любого здорового рациона являются рыба, оранжевые фрукты и овощи, злаковые, молочные продукты, мясо и орехи. «Мне кажется, именно эти продукты должны составлять основу меню успешного ученика», — заключила гимназистка. Анкетирование учащихся младших классов на предмет выяснения их пищевых предпочтений и познаний о правильном питании показало, что чемпионом по полезности было признано яблоко, но при этом половина детей за вкус выбирала картофель фри и гамбургер. Хотя и признала их совсем неполезными. 14 из 24 детей считают, что вредная пища вкуснее полезной – увы, что и было доказано.

Четвероклассник из лицея №3 Артем Андросов (учитель-консультант Наталия Чепрасова) выяснял, чем опасны моющие средства. И установил, что они не смываются окончательно с посуды, а оставляют тонкую пленочку. И если использовать их регулярно, можно приобрести серьезные заболевания (аллергии, дерматиты, к примеру). Использовать их стоит только в случае крайней необходимости и выбирать те, что изготовлены на основе растительных компонентов. Соответственно, мыть посуду лучше резиновых перчатках.

Интересный проект «Спортивный город — успешный город» получился у учащихся 4-го класса гимназии №5 Виктора Гондаря, Артема Трухана и Бориса Петролая. Под руководством учителя-консультанта Ольги Елисеевой они подготовили информационный буклет. С его помощью можно выбрать подходящий каждому возрасту и типу темперамента вид спорта, узнать, какие секции есть в городе. В буклете представлены контактные телефоны тренеров и карта спортивных объектов города.

Эти и еще много других, не менее интересных проектов, показали, что ребята, несмотря на свой малый возраст, учатся выходить за рамки простого сбора информации и ее компиляции. Юные исследователи применяют такие методы, как личные наблюдения, опрос, эксперимент, сравнительные анализ. И это здорово, ведь знания, полученные собственным трудом, человек ценит больше всего. Поделиться своими наработками ребята стараются с использованием презентаций и средств мультимедиа. В течение всего года пытливые умы получают опыт ведения научно-исследовательской работы, а на конференции они учатся грамотно подавать результаты своего труда. А это очень полезный навык.

Иван ФЕДУЛОВ

Back to top button