Времена и истории

Насколько я помню, посёлок имени Ф.Э. Дзержинского издавна был богат музыкальными традициями и известными музыкантами, которые были воспитаны в стенах клуба. Клуб посёлка имени Ф.Э. Дзержинского в своё время гремел по всей Московской области и за её пределами…

На сцене клуба выступали известные артисты, исполнители и коллективы: Людмила Зыкина, эстрадно-симфонический оркестр под управлением Геннадия Рождественского и другие. Своей известностью клуб обязан, прежде всего, людям, жителям посёлка, потомкам коммунаров, которые занимались в кружках художественной самодеятельности. Я не спорю, в кружки приходили действительно талантливые дети и взрослые, но талант надо развивать. Именно этим и занимались педагоги и руководители кружков. В клубе в основном были бесплатные кружки. Такими кружками являлись: духовой оркестр, оркестр народных инструментов, эстрадный оркестр, ансамбль народного танца и, конечно же, русский народный хор. Причём, как правило, в этих коллективах было два состава: взрослый и детский. Такими кружками руководили талантливые люди, профессионалы, влюблённые в свое дело, замечательные педагоги. Народ в эти кружки ходил по своей собственной воле, занимался в них с увлечением, занятия доставляли людям радость общения с искусством, чего не скажешь о платных занятиях современных детей, которых родители зачастую заставляют учиться играть на инструментах или танцевать с надеждой на то, что их чада в будущем будут великими артистами. Но, увы, не каждому дано быть артистом или музыкантом, а тем более великим.
Сейчас здания клуба нет, о нем осталась только память. Клуб (ставший со временем дворцом культуры «Вертикаль») снесли осенью 2007 года, обещая построить на этом месте Областной кукольный театр… Но этому проекту сбыться пока не суждено. Еще какое-то время после сноса о нем напоминала информационная доска с проектом будущего театра, а потом и она исчезла.
Вообще-то клуб, несомненно, был наследием коммунаров, которые организовали коммуну в двадцатых – тридцатых годах прошлого столетия. В заброшенном монастыре коммунары работали и жили, организовывали различные производства. Одними из первых стали мастерские по шитью обуви. А если спросить у молодых, то не каждый знает, кто такие коммунары и какую роль они играли в становлении посёлка имени Ф.Э. Дзержинского. Спасибо нынешней администрации, которая решила установить памятник коммунарам, проект которого будет вынесен на обсуждение жителей нашего города.
Клуб строили всем миром к пятилетию основания трудовой коммуны в 1932 году, кирпич приходил на баржах по Москве-реке, затем его грузили вручную на подводы и лошадьми свозили к месту строительства. Проект клуба, по тем временам, был, наверное, одним из лучших, особенно сцена, устройству которой мог бы позавидовать любой театр. Она была поворотной, с двумя входами по бокам, с оркестровой ямой, с пятью портиками, за сценой были артистические уборные. В зале было шесть выходов, балкон с двумя выходами, кинобудка с киноаппаратами и управлением звуком и светом для освещения сцены и залом. Кстати сказать, акустика в зале была замечательной, когда на сцене клуба ставились спектакли, то всё хорошо было слышно даже на последних рядах. Такое шикарное устройство и оформление киноконцертного зала было совершенным на протяжении долгих лет, недаром в клубе проводились слёты, смотры художественной самодеятельности не только районного, но и областного уровня. Аналогичное устройство сцены и концертного зала было в доме культуры завода «Серп и молот» в Москве. В клубе также были прекрасная библиотека и читальный зал. В библиотеке персонал прекрасно знал вкусы и предпочтения своих посетителей, предлагали, подсказывали, советовали, что читать. А читали в те годы очень много хороших книг.
Примерно в начале шестидесятых годов прошлого века в клубе посёлка имени Ф.Э. Дзержинского были два эстрадных коллектива – взрослый и юношеский (молодёжный). Взрослым коллективом руководил замечательный музыкант, пианист, джазмен по своей сути Владимир Владимирович Ивченков. В те годы в СССР джазовое направление в музыке не приветствовалось, поэтому дзержинским джазистам, при удобном случае, обещали «разогнуть саксофоны об их спины». Но время брало своё, и современные джазовые ритмы все стремительней проникали в нашу жизнь. В эстрадном коллективе клуба занимались жители посёлка Валерий Эмильевич Шмелёв – саксофон, Геннадий Захарьевич Гришанов – труба, Лель Владимирович Пашковский – контрабас и гитара, Бараш Владимир (играл в оркестре знаменитого джазового пианиста Игоря Бриля) – труба, Ширяев Юрий Васильевич – саксофон, кларнет. По вечерам оттачивали репертуар официальных выступлений, а в основном играли для души. Официальные выступления были на торжествах, посвящённых знаменательным датам нашего государства, в основном после торжественных митингов и собраний, но иногда по праздникам, особенно на Новый год, играли танцы (для современной молодёжи – дискотека).
Параллельно в те же годы в том же клубе занимался юношеский эстрадный коллектив. Точного состава назвать не могу, но в разные годы в этом коллективе занимались: Гартман Анатолий – саксофон альт, Зеленецкий Виктор – кларнет, саксофон тенор, контрабас, гитара, Рябиков Николай – аккордеон, пианино, электромузыкальные клавишные, Исаков Владимир – контрабас, Виденский Геннадий – труба, Снегуров Вячеслав – ударные, Горецкий Владимир – электрогитара, Смирнов Владимир – труба, Елестратов Вячеслав – тромбон. Репертуар юношеского коллектива состоял в основном из модных, в то время, эстрадных композиций и песен (для современной молодёжи – шлягер). Руководителей у этого юношеского, а лучше молодёжного, коллектива было много. Среди них можно отметить Рябикова Николая, Шмелёва Валерия и Ивченкова Владимира.
Примерно во второй половине шестидесятых годов во дворце культуры города Люберцы появляется Завражин Юрий Алексеевич – трубач, участник эстрадного оркестра Саульского. Завражин сколачивает в Люберцах эстрадно-танцевальный оркестр. В это время почти все участники взрослого эстрадного коллектива клуба посёлка имени Дзержинского переходят играть в город Люберцы в эстрадно-танцевальный оркестр. Оркестр под управлением Завражина быстро набирает силу, и в 1967 году, в год пятидесятилетия Великой Октябрьской Социалистической революции, эстрадно-танцевальный оркестр ЛДК (Люберецкий дворец культуры) становится лауреатом фестиваля областных эстрадных оркестров, посвящённого этой дате.
Продолжение следует…

Владислав ДЕРБЕНКО

error: Копирование запрещено!
Close
Close