Учиться надо весело

С мнением опытного педагога не поспоришь. Да и зачем? Эта позиция всем нам близка и понятна, ведь только так можно достигнуть положительного результата.

А начинается все с умения правильно говорить. Ведь только владея языком и речью, человек приобретает уверенность в своих силах и путь к знаниям становиться легче и интереснее. В современном мире жизнь без логопеда сложно представить, а ведь каких-то 20 лет назад эта профессия была менее популярна. С чем связаны подобные тенденции? С корреспондентом «УВ» поделилась своими знаниями и мнением обладатель почетного звания «Заслуженный работник образования Московской области» и «Почетный работник общего образования РФ», учитель логопед МБДОУ КВ «Детский сад №9 «Созвездие» Надежда Грищенкова.

— Надежда Евгеньевна, профессия логопед – ваш осознанный выбор?

— Я начала свою трудовую деятельность в 1979 году в должности воспитателя в детском саду. И так сложилось, что сразу прошла путь от ясельной группы до старшей. А потом, решив повысить свой образовательный уровень, поступила в институт. И, как тогда казалось, случайно вместо специализации педагога-дошкольника попала на факультет дефектологии по квалификации учитель школы глухих и слабослышащих. Теперь, проработав более 30 лет учителем-логопедом, понимая в полной мере значимость своей профессии, научившись понимать мир детства изнутри, я точно знаю – все неслучайно.

— Расскажите о возрастных нормах развития речи у детей.

— Такие нормы действительно существуют. Следуя им, в девять месяцев у ребенка должна наблюдаться лепетная речь, к десяти месяцам в обиходе появляются одиночные слова, в пределах десяти. Период от года до двух определяется как всплеск речевой активности. К двум годам словарный запас ребенка должен составлять не менее 300 слов, а к трем годам от 1500 до 2000 слов. В этом возрасте малыш уже должен выстраивать в своей речи сложные конструкции предложений. Если, конечно, нет генетических особенностей или еще каких-либо индивидуальных случаев. И раньше дети развивались в пределах этих общепринятых норм. Но давайте вспомним, как это было. Куличики из песка, дворовые игры со сверстниками и старшими товарищами, в рационе питания обязательно свежая морковь и капустные кочерыжки, беготня босиком по лужам… С года отказ от измельченной пищи, никаких пустышек и памперсов, с раннего возраста знакомство с простыми способами самообслуживания, закаливание – песок, камни, травка. Дети обязательно играли в «Ладушки» и «Сороку», опыт предков был живым и работал – глаза в глаза с мамой, папой, бабушками и дедушками. Я начинала работать логопедом в восьмидесятых, тогда мы по всем садам собирали детей в логопедические группы, которых было всего две на весь город.

— Надо же! А теперь в каждом саду работает по несколько логопедических групп, детей с пониженной речевой активностью становится все больше. Поделитесь своим мнением, почему это происходит?

— Действительно, основная база для речевой активности закладывается именно в дошкольном возрасте. Стране нужна перспективная, хорошо говорящая молодежь. Но картина современности такова, что работы у логопедов только прибавляется. На мой взгляд, это происходит, прежде всего, потому, что меняется образ нашей жизни. Родители из-за постоянной занятости мало общаются с детьми. И потом, в век глобальной компьютеризации было бы странно не научить своего ребенка общению с гаджетами. А ведь учеными доказано, что детям дошкольного возраста нельзя более 15 минут в сутки смотреть на экран. Но мы видим, как телевизоры и компьютеры их завораживают, порой невозможно оторвать. Среди современных детей часто встречается слабая мышечная активность языка, на мой взгляд, из-за недостаточной физической нагрузки, из-за недоразвитости моторики, из-за чрезмерного опекунства – мы за них доделываем, пережевываем, застегиваем, дошнуровываем — лишь бы не плакали, не кричали, не капризничали. Конечно, нельзя говорить про всех, все индивидуально, но приобщение к всемирной сети, например, — это то, что касается всего общества. Многие ли современные родители дают детям погрызть морковку или кочерыжку? А у многих ли хватит терпения дождаться, когда ребенок сам застегнет все свои пуговицы? Мышление ребенка наглядно-действенное. Да, безусловно, экраны привлекают их своей яркостью и частой сменой картинок, но нет ничего лучше живой эмоциональной человеческой речи в сопровождении с движением, стишком, песенкой.

— Что вы посоветуете современным родителям, бабушкам и дедушкам, которые хотели бы вырастить достойное поколение?

— Учиться надо весело, чтобы не отбить желание, не навредить ребенку. Обязательно посещайте детский сад, больше общайтесь со своими детьми, читайте им, рассказывайте, объясняйте, делайте это эмоционально. Каждый родитель – на уровне интуиции лучший эксперт в воспитании своего чада. Пусть ваши дети больше общаются со сверстниками и старшими товарищами – это важный аспект воспитания речевой активности. Развивайте своих детей физически, закаляйте, как можно раньше прививайте умение обслуживать себя. И, конечно же, прислушивайтесь к мнению специалистов, не забывайте, что мы вместе – большая сила в воспитании достойной смены.

Back to top button