Под «магнит» от логопеда…

Логопед в понимании людей – это человек, занимающийся постановкой правильного произношения звуков, организацией красивой речи. Но для современного человека представление об этой профессии значительно расширилось. 

Логопед 21 века – это креативный специалист, помогающий всестороннему развитию ребенка, а это включает множество профессиональных навыков, умений, знаний. Сегодня, к Дню логопеда, который ежегодно отмечается 14 ноября, коррекционные педагоги нашего города делятся практическими советами и дают ценные рекомендации.

Ни для кого не секрет, что найти логопеда проще всего в дошкольном учреждении. В нашем городе девять детских садов и шесть школ, в которых трудятся 40 представителей этой профессии. Чтобы пообщаться с большинством из них, мы обратились к руководителю городского методического объединения учителей-логопедов и учителейдефектологов Анастасии Жуковец. Какие же отзывчивые наши логопеды! Они откликнулись и с радостью вступили в диалог. Предметом же нашего общения стали часто задаваемые родителями вопросы, касающиеся развития детей. В процессе получения ответов пришла идея опубликовать на страницах нашей газеты практические советы, которые родители могут использовать в повседневной жизни, играя и параллельно занимаясь с детьми. Отсюда родилось название статьи. Хотим надеяться, что этой газетной полосе место под магнитом на холодильнике, и она сможет служить подсказкой, «напоминалкой» родителям, бабушкам, няням и опекунам. Итак, внимание! Просвещают логопеды.

С какого возраста имеет смысл заниматься с ребёнком и как именно?

Анастасия Жуковец, учитель-логопед детского сада №6 «Солнышко»:

Еще на внутриутробном этапе можно и нужно начинать заниматься развитием ребенка (разговаривать с ним, слушать музыку, читать вслух, создавать эмоциональный комфорт, который зависит от позитивных эмоций мам). Моя сестра, будучи беременной, слушала классику, в частности — Рахманинова. Догадайтесь, какую музыку любит мой племянник? В том числе именно Рахманинова! Многие психоневрологи считают, что дети всё слышат, воспринимают информацию извне.

Первый год жизни – самый непростой и самый важный период, как для малыша, так и для его родителей. Главная и единственная потребность младенца — это общение с самыми близкими. Ребенку ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия, внимания и доброжелательности.

Хотя в этот период младенец еще не реагирует на содержание обращенной речи, пойте ему песенки, рассказывайте потешки и сказки, включайте музыку и чаще улыбайтесь. В первый год жизни идет активное развитие ребенка, в особенности — органов чувств (слуха, осязания, обоняния, вкуса).
Обеспечьте ребенка яркими игрушками: с трех месяцев – игрушками, которые можно взять рукой, на шестом месяце – музыкальными игрушками, которые тренируют ребенка в нахождении источника звука, благодаря чему у малыша развиваются фонематические процессы. Далее начинайте играть с ребенком в «ку-ку», «ладушки», восторгайтесь «ура!» и т.д. Обучайте вашего малыша новым действиям с предметами: показывайте, что и как надо делать, совершая эти действия самостоятельно, затем берите ручки ребенка в свои и вместе повторяйте. Все эти манипуляции должны сопровождаться речью взрослого. Чуть позже ребенок сам сможет воспроизводить простейшие действия: греметь, стучать, бросать и доставать, катать машинку, надевать колечко на пирамидку. В общем, играйте — этого вполне достаточно!

В каком возрасте и случаях нужно обратиться к логопеду?

Чижова Юлиана, логопед детского сада №7 «Ладушка»:

Иногда родители замечают отставание в развитии речи ребёнка и стараются раньше обратиться к логопеду. А есть родители, которые не обращают на это внимания, думая, что всё пройдёт само собой или всё исправят в детском саду или школе. Это неправильный подход. Чем раньше начать активную работу по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Начиная с первых дней жизни, родители должны внимательно следить за развитием своего малыша. Желательно все записывать в дневник: во сколько месяцев держит головку, гулит, поворачивается, сидит, ползает, встаёт, ходит и т.д.

Дополняет Светлана Полунина, учитель-логопед и учитель-дефектолог детского сада №1 «Синяя птица»:

Случаи, в которых необходимо задуматься о посещении специалиста:

  • Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием». Не ждите пока «сам заговорит».
  • Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».
  • Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, т.е. искажает звуки, обратитесь к логопеду в любом возрасте ребёнка. Это речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
  • Если ребенок пошел в школу и у него начались проблемы с чтением и письмом. Например, не понимает прочитанное или во время чтения изменяет слова, теряет буквы в слове, при письме не дописывает элементы букв, путает буквы, сходные по начертанию (П-Н-Т), не различает похожие слова (Бочка-почка).
  • Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, «лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом – пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек – проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, так как это могут быть симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы.

Как правильно разговаривать с ребенком? Действительно ли «сюсюкание» вредно?

Ирина Гладкова, учитель-логопед детского сада №10 «Жемчужинка»:

Ваш голос не должен быть резким и очень громким, но и «искажать его тоже не нужно (не «сюсюкайте»). Важно помнить, что общаться с ребенком необходимо, глядя ему в лицо. Многие родители допускают ошибку при чтении ребенку книжек — сажают на колени, спиной к себе. Это неправильно, ваша речь не должна быть пустым звуком, она должна быть подкреплена правильной артикуляцией, опираясь на которую, ваш малыш захочет вам подражать, и это будут первые маленькие шажочки к началу правильного звукопроизношения и формированию речи в целом.

Присоединяется и дополняет Вера Жидкова, учитель-логопед детского сада №6 «Солнышко»:

Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной, грамотной, простой, ясной. К двум годам гордостью родителей может стать умение ребёнка говорить фразы. А вот что касается звуков, тут требования скромнее. Для произношения согласных звуков требуются активные, чёткие, согласованные движения губ, языка, нижней челюсти, а наш малыш к двум годам ещё не полный хозяин этих умений. Попробуйте потренировать губы и язычок ребёнка. Гудите, как паровоз, войте, как сирена или волк, разумеется, вместе с малышом. Давайте ребёнку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. При выполнении таких заданий нужно обязательно находиться рядом с ребёнком, контролировать его действия, чтобы малыш не подавился. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте «рожицы». Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. А уж дуть-то как интересно — и на кораблики, и на шарик, и в дудочку. Не убирайте звучащие игрушки, пусть малыш слушает звуки и угадывает, что звучит.

Советует Наталья Гжелина, учитель-логопед детского сада №10 «Жемчужинка»:

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  • С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.
  • Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш ребенок тогда заговорит, когда вы научитесь его слушать.
  • Уделяйте ребенку больше времени, чаще будьте с ним.
  • Каждый день читайте малышу.
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.
  • Не поправляйте речь ребенка, а просто повторите фразу правильно.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

При подготовке к поступлению в школу учить детей читать или нет?

Ираида Сидорова, учитель-логопед детского сада №6 «Солнышко»:

Ребёнок, у которого были проблемы с развитием речи, формированием звукопроизношения, недостаточно развитым фонематическим восприятием, поступая в первый класс, обязательно должен (насколько он может это сделать) читать. Ещё до школы необходимо с ним пройти весь добукварный и букварный период, познакомиться с буквами, научиться читать вначале слоги из двух гласных, затем закрытые слоги (гласная + согласная), а потом и открытые (согласная + гласная). Этот последний этап является определяющим. Самое сложное — соединить согласную и гласную. Как только ребёнок сделает это, дальше уже всё идёт легче. Советую детей с речевыми проблемами учить читать по букварю И.О.Жуковой.

Когда начинать обучать ребенка иностранному языку?

Яна Русакова, учитель-логопед детского сада №10 «Жемчужинка»:

— Для иностранного языка нужна прочная база в виде владения родным языком в полном объеме. Это происходит у каждого по-разному, и необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка. Конечно же, пятилетний ребенок идеален для занятий иностранным языком в группе: он обладает достаточным лексическим запасом родного языка и может концентрировать внимание в течение продолжительного времени. Однако раннее обучение иностранным языкам может привести к дальнейшем трудностям в освоении родного языка. Это, в первую очередь, относится к детям, имеющим логопедические проблемы. Под влиянием фонетического ряда незнакомого языка, работа по исправлению этих дефектов может затянуться надолго.

Ну а теперь, как мы и обещали, практические упражнения, которые коррекционные педагоги советуют выполнять с детьми в домашних условиях.

Надежда Грищенкова, учитель-логопед детский сад №9 «Созвездие»:

Эффективных логопедических упражнений множество, вот одно из них – на развитие восприятия звуков для детишек 4-5 лет. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ладошки под щечку, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.

Алевтина Иванова, учитель-логопед детского сада №6 «Солнышко»:

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Предлагаю пример самомассажа-игры.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки). И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин вперёд), тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки), а потом уходим пальцами за щечки (пальцы перебегают на щёки). Щечки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями). Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу) как утята к утке клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд).

Елена Панова, логопед детского сада №4:

Если ваш ребенок не может или не любит учить стихи, предложите ему интересную игру. Для разучивания каждого стихотворения совместно с ребенком разработайте и составьте мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочтите ему стихотворение, побеседуйте о смысле прочитанного. Далее воспроизводим текст с помощью рисунков (привязка к зрительному образу). Параллельно решаем ряд задач по развитию мелкой моторики рук, совершенствованию навыков ориентировки на плоскости листа. После того как все стихотворение будет зарисовано схематически, дети с удовольствием воспроизводят текст самостоятельно по опорным рисункам. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, позволяет быстрее запомнить текст. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Например,

Конопатые опятки,
Не играйте с нами в прятки.
Все равно домой в корзинке
Унесем вас по тропинке.

Наталья Семенюк, учитель-логопед детского сада №1 «Синяя птица»:

Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей и насыпать в каждую какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими.

Вот несколько игровых упражнений.

  1. Спрячьте в крупу маленькую игрушку, например, из киндера, и предложите отыскать «клад».
  2. Смешайте две крупы в одной миске и дайте задание ребенку разделить их и разложить по разным тарелочкам.
  3. Завяжите ребенку глаза и предложите на ощупь определить вид крупы.

Можно просто предложить ребенку самому придумать сюжет и воплотить его при помощи пластилина и крупы на листе цветного картона.

Татьяна Чумичева, учитель-логопед детского сада №7

Родители часто жалуются, что невозможно ребенка усадить делать домашние задания, рекомендованные учителем-логопедом. Есть только один способ заинтересовать малыша – это превратить занятие в игру. В арсенале педагога много хитростей и приемов, которые помогают увлечь детей. Среди них массажный шарик Су-Джок. Такой «Ежик» поможет многократно произносить слова при автоматизации звуков, научит ловко надевать колечко на все пальчики по очереди, а заодно и выучить их название, поиграть в игры «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один-много», развивать внимание и память. «Ежик» может «бежать» по дорожке, «прыгать» из руки в руку.  Дети выполняют задание: «Наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарики в правую руку и спрячьте за спину. Проведение массажа возможно с параллельным проговариванием небольших стихотворений.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму.

Ирина Винокурова, логопед детского сада №7 «Ладушка»:

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия, грамматического строя, словарного запаса, развитию мелкой моторики, возможно изготовить в домашних условиях из подручных средств, и это будет не только полезным, но и увлекательным занятием. Например, игра «Гремящие коробочки», способствует развитию фонематического восприятия. Для игры могут пригодиться коробочки, например, от «Киндер-сюрпризов». Необходимо насыпать в них крупы — гречку, горох, фасоль, рис, манку, а можно использовать и другие материалы — бусинки, камушки, пуговицы. Коробочки разделить по парам. В парные поместить равное количество одинаковых материалов, для одного и того же звучания. Ребенку нужно потрясти коробочки и определить, какие из них звучат идентично.

Ирина Иевская, учитель-логопед детского сада №1 «Синяя птица»:

  • Проведите с ребенком игру-соревнование на скорость — кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию вам помогут книжки-раскраски.
Back to top button