Врач-инфекционист из Дзержинского: ВИЧ не щадит никого

Врач–инфекционист Дзержинской городской больницы Галина Ким имеет восьмилетний стаж работы с ВИЧ–позитивными людьми. Она рассказала «Угрешским вестям», что такое ВИЧ и что нужно делать в случае заражения.

— Что такое ВИЧ–инфекция, и что происходит с инфицированным организмом?

— ВИЧ–инфекция — хроническое инфекционное заболевание, которое при длительном течении приводит к поражению иммунной системы и к иммунодефициту. ВИЧ и СПИД — одно заболевание, но суть два его разных состояния. Если ВИЧ — вирус иммунодефицита человека — это сам вирус, то СПИД — это состояние организма в стадии тяжелого иммунодефицита.

Если мы говорим, что ВИЧ–инфекция — это начало, и длительное течение может быть бессимптомным, то СПИД — его конец. СПИДа можно избежать, если человеку рано поставлен диагноз, и он лечится, то чаще всего он вообще не переходит в стадию СПИДа, а пациент живет обычной жизнью.

В стадии ВИЧ–инфекции существуют свои симптомы. Когда человек заражается, у него повышается температура, увеличиваются лимфоузлы. Температура держится от недели до месяца. В этот период человек наиболее опасен, поскольку он столкнулся с вирусом впервые, и у него еще нет антител к ВИЧ.

Уже в этой стадии заболевания у человека могут появиться СПИД–индикаторные заболевания, потому что иммунитет настолько падает, что это может привести даже к тяжелому энцефалиту. Большинство людей после острого состояния как будто выздоравливает, болезнь переходит в стадию бессимптомного течения. Это мнимое благополучие. Время от заражения до появления антител к вирусу иммунодефицита человека называется «период серого негативного окна». В этой стадии сложно поставить диагноз ВИЧ, так как антител к ВИЧ еще недостаточно для получения подтверждения заражения.

Если человек не лечится, не зная о своем диагнозе или отрицая наличие болезни, то он переходит в стадию СПИД. В стадии СПИДа человек может катастрофически худеть, длительно лихорадить, могут появляться кожные заболевания, пневмония, в том числе и онкология.

— Какие существуют пути заражения?

— ВИЧ не передается через посуду, слюну, слезу, укусы насекомых. Эта инфекция не устойчива в среде и передается, в основном, через кровь и другие биологические жидкости. Заразиться можно только тремя путями.

Первый — половой путь. Второй — через кровь: через зараженный инструментарий, например, через иголки для нанесения татуажа, пирсинга, маникюрные принадлежности и прочее, кровь и ее препараты. Третий — от матери к ребенку. На сегодняшний день превалирует половой путь заражения, от матери к ребенку инфекция передается редко, так как работают программы по профилактике вертикальной передачи от матери к ребенку. Беременные женщины, если они вовремя выполняют назначения врача, рожают здоровых детей.

В моей врачебной практике был такой случай. Все беременные проходят полное обследование. У одной девушки, впервые вставшей на учет, выявились положительные антитела. Это был шок, ведь она долго была замужем, ребенок долгожданный. Она не вела половых отношений с другими партнерами.

Чтобы выявить путь заражения, было проведено эпидемиологическое расследование, сначала обследовали половых партнеров, то есть мужа, у которого инфекции не было. Последний раз женщина обследовалась на наличие ВИЧ пять лет назад для оформления ряда документов. Так мы определили, что период заражения ограничивался этим периодом. Выяснилось, что за последние два с половиной года женщина часто делала пирсинги, татуаж и коррекцию бровей в недорогих салонах. Мы не можем утверждать, что она заразилась именно там, но вероятность велика.

Женщина вовремя и аккуратно получала антиретровирусную терапию, согласилась на кесарево сечение и отказалась от кормления грудью. Она родила здорового ребенка и сохранила здоровье мужа. Причем ее диагноз оставался и остается в тайне, о нем знают лишь те, кому пациентка доверила тайну своего диагноза.

— Как проходит тестирование на ВИЧ?

— Когда человек тестируется на ВИЧ, кровь обследуется двукратно, а если он находится в стационаре, то трех–четырехкратно. Первичный тест направлен на обнаружение антител к вирусу. В период серо–негативного окна результаты анализов могут быть отрицательными, и максимальный период обнаружения антител к вирусу — три месяца. Если мы говорим о том, что у человека рисковое поведение, а перед тем, как человек обследуется на наличие ВИЧ–инфекции, мы проводим консультирование и выясняем риски заражения, проверка организма на наличие инфекции проводится в течение этого срока. Хотя бывают случаи, когда на выработку антител требуется около года, и этот фактор учитывается лечащим врачом.

— Как действовать в случае заражения?

— Во–первых, важно не паниковать. У большинства ВИЧ–инфицированных возникает протест, когда им сообщают диагноз. Бытует мнение, что ВИЧ–инфекция — это смертельный приговор, или что ВИЧ болеют только «плохие» люди, «изгои» общества. Но это совсем не так, и повсеместно мы сталкиваемся с разного рода дискриминациями. Важно понимать, что нужно знать о себе, в каком иммунном статусе находится организм, какова вирусная нагрузка, обследоваться по оппортунистическим инфекциям, и узнать, как предохраниться от дальнейших осложнений.

Нужно обратиться к инфекционисту, который, в свою очередь, направляет человека в СПИД–центр. Но посещать врача–инфекциониста не обязательно. Некоторые пациенты очень стесняются раскрытия своего ВИЧ–статуса, хоть мы и говорим всегда, что это конфиденциальная информация, и мы не даем ее, если сам пациент не захочет. Так, минуя инфекциониста поликлиники, человек может ехать в центр по борьбе со СПИДом.

Все, кто сомневается в своем ВИЧ–статусе, могут пройти бесплатное анонимное тестирование в Московском областном центре по борьбе с инфекционными заболеваниями и СПИД. Любой ВИЧ–инфицированный получает антиретровирусную терапию. Сегодня антиретровирусная терапия доступна для каждого пациента бесплатно.

Бывают такие ситуации, когда человек на протяжении долгого времени не признает, что он ВИЧ–инфицированный, и, начитавшись СПИД–диссидентов, которые отрицают существование СПИДа, ему хочется верить, что его болезнь — неправда. Есть люди, которые долго находились на антиретровирусной терапии, и благодаря ей начинают чувствовать себя лучше, начинают жить как обычные люди, и также начинают думать, что их диагноз был ошибкой. Мне приходится переубеждать таких людей.

Однажды у меня был пациент, вышедший из тюрьмы, который долгое время не верил, что у него ВИЧ. Содержание в тюрьме скученное, а кормление хуже, чем на свободе, и это обуславливает риск заражения туберкулезом. Моей пациент заболел, и когда он вышел из тюрьмы, у него уже была стадия СПИДа и туберкулез. Отрицая наличие заболевания, он отказывался от лечения и продолжал употреблять инъекционные наркотики.

Когда он осознал, что тает как свечка, согласился на антиретровирусную терапию. Правда, когда ему стало чуть лучше, он отнесся к лечению несерьезно, перестал принимать препараты в нужное время, что является единственной сложностью терапии. Из–за такого отношения, отрицания лечения, он умер. Ему было около сорока лет.

Если человек находится в стадии СПИДа, то вероятность смерти в ближайшие пять лет высока. Сейчас у меня есть пациентка, которая также долгое время не верила в свой диагноз, и после начала лечения начала обвинять нас в том, что мы ее травим препаратами. При этом на фоне сечения ей стало лучше, и она прервала терапию. Она вернулась к начальному состоянию, вернулась к пневмонии и попала в больницу. Когда она пришла ко мне второй раз, мною было сказано: «Если вы не будете принимать вовремя препараты, то можете умереть». И это была чистая правда. Она поняла, что лечение ей необходимо, и придерживается его. Сейчас ей около тридцати лет.

— Сколько человек стоит на учете в Дзержинском на данный момент?

— В городе 246 человек. Самый молодой пациент, у которого инфекция была выявлена в этом году, 19 лет, а самому взрослому — 55 лет, у него вирус был выявлен случайно при обследовании в стационаре. Это было позднее выявление, на стадии тяжелой иммунной депрессии. Ранее обследования не проводились, человек не попадал в группу риска.

Понятие «группы риска» уже теряет свою актуальность. Если раньше сюда входили потребители инъекционных наркотиков, коммерческие секс–работницы и гомосексуалисты, то сейчас ВИЧ–инфицированными могут быть благополучные люди из обычных семей. Наибольшее количество выявленных пришлось на 90–е годы и начало нулевых.

Сейчас, благодаря своевременному лечению, уровень смертности от СПИДа в нашем городе низок, в среднем — один человек за один–два года.

— Проводятся ли профилактические и просветительские мероприятия в городе?

— В школах регулярно проводятся лекции. При поддержке Московского областного центра по борьбе со СПИДом проводятся бесплатные тестирования на ВИЧ, и мы переадресовываем людей в точки проведения быстрых тестов в Люберцах. Люди, интересующиеся профилактикой ВИЧ и желающие получить дополнительную информацию, могут зайти на сайт

СПИД–центра Московской области и подробнее узнать об инфекции. Также можно обратиться за помощью, позвонив на горячую линию.

— Как не заразиться ВИЧ?

— Необходимо исключить рисковое поведение. Как я говорила ранее, вирус, в основном, передается через кровь, поэтому важно исключить попадание зараженной крови в организм.

Существует риск заражения, если у человека имеются нарушения целостности кожных покровов. Мы всегда говорим, что со всеми биологическими жидкостями надо поступать аккуратно.

Очень опасны инвазивные процедуры и уколы шприцем. Надо использовать одноразовый стерильный инструментарий. В тату–салонах важно проверить наличие автоклава, осуществление стерилизации и обработку мелких деталей.

Очень важно соблюдать меры предосторожности при половых актах. Это не недоверие, и это не стыдно. Важно проверяться обоим партнерам, а до этого момента —либо предохраняться, либо избегать половых контактов.

Ко мне обращаются разные пациенты: юристы и домохозяйки, успешные и «неуспешные» люди, семейные и холостые. ВИЧ — неизлечимая болезнь, она не щадит никого. Но все имеют право на нормальную жизнь, и она может быть доступна всем.

Back to top button