Учитель-логопед из Дзержинского: началу развития мышления дает рука

Так утверждает Наталья Семенюк, практикующий учитель–логопед из детского сада №1. Она на протяжении вот уже четырех лет занимается с дошкольниками в кружке «Веселое зернышко» и видит результат. Корреспондент «Угрешских вестей» поговорила с ней о важности развития мелкой моторики.

— Что такое мелкая моторика?

— Моторика — это двигательная активность. Когда мы говорим о мелкой моторике или тонкой, то имеем в виду развитие ручных умений. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития мышления, центральной нервной системы и головного мозга.

— Расскажите подробнее о важности развития тонкой моторики у детей.

— Развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка развивается не только речь, но и мышление.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи. Вот почему это так важно — расширять умение детей ловко работать пальцами.

— Расскажите о работе вашего кружка.

— Кружок «Веселое зернышко» — мое «детище». Здесь мы с моими ребятами–дошколятами занимаемся рукоделием. Работаем с мелкими природными материалами: ракушками, зернышками, камушками. Даже из макаронных изделий можно сделать прекрасный узор, а яркий пластилин скрепляет, украшает.

Мелкая моторика развивается постепенно, это небыстрый, беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости. А когда у него появляются результаты, улучшается его эмоциональное состояние, повышается самооценка.

— Как в домашних условиях уделять должное внимание развитию тонкой моторики?

— Все должно начинаться еще в грудничковом возрасте — младенцу необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Ну а в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом и, конечно же, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и шапку.

Пока мама готовит на кухне, ребенку будет интересно разобрать и разложить в разные коробочки орехи, фасоль, горошины. А из пуговиц очень интересно собирать смайлы. Простые действия с бумагой тоже очень полезны: мять ее для развития силы рук, рвать для развития соотносящих движений. Дорогие родители, все в ваших руках. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», — так говорил известный физиолог Иван Павлов.

Back to top button