Чтобы был счастливым путь

Более 20 лет возглавляет ОГИБДД МУ МВД России «Люберецкое» Илья Атаманов. Но неизменным остается стремление выполнить главную задачу службы — сделать дороги безопасными.

Кадры рулят

Наибольшим достижением в работе Илья Атаманов считает снижение аварийности и числа ДТП с пострадавшими на дорогах. «По логике, рост населения, количества транспорта и дорог должны вести к увеличению количества ДТП. Но кривая аварийности неумолимо в районе падает», — признается начальник. Это результат выполнения мероприятий, проводимых на основе глубокого анализа ситуации. «Все, что нам удается достичь, возможно благодаря дружному коллективу, который меняется в соответствии со всеми требованиями только в лучшую сторону. Наша прозрачность в работе, ориентированность на интересы участников дорожного движения, стремление выполнять государственные функции на максимальном профессиональном уровне, наш профессиональный рост — залог успеха в дальнейшем», — уверен Илья Атаманов.

Илья Атаманов

В работе полковник полиции руководствуется принципом справедливости: от каждого по способностям, каждому по труду. «Сначала человека нужно научить, создать условия, а потом спросить результат», — делится опытом начальник. И сегодня, по его ощущениям, кадровая политика и работа с личным составом позволяет достичь желаемого результата. В ОГИБДД МУ МВД России «Люберецкое» 140 аттестованных сотрудников, каждый имеет возможность карьерного роста. Так все заместители Ильи Атаманова — это люди, которые прошли путь от инспекторов до подполковников.

Меняться для безопасности дорог

За последние 20 лет работа ГИБДД претерпела множество преобразований. «С 2005 года я с интересом жду, что нового преподнесет система. Постоянно происходят улучшения, касающиеся и безопасности дорожного движения, и приема граждан, прозрачности работы службы, ее ориентированности на интересы населения. Каждый месяц, каждый квартал, каждый год несет с собой какое-то изменение. Нам удается воплощать эти требования в жизнь и попутно меняться самим», — рассказывает он.

Еще в 2006 году для Ильи Викторовича стало очевидным, что его сотрудники должны использовать видеорегистраторы. Тогда у отдела была возможность, с помощью администрации города Люберцы, закупить это оборудование. Начальник объяснял инспекторам, что новая техника поможет им обезопасить себя в конфликтной ситуации. Однако на тот момент, по мнению Ильи Викторовича, достичь результата, на который он рассчитывал, не удалось — инспекторы были не готовы. Сегодня использование видеорегистраторов – повседневная практика. «Ведя все административные процедуры, попадая в любую конфликтную ситуацию, инспектор знает, что у него есть подспорье. И он ведет себя по-другому, равно как и участник дорожного движения», — отмечает Илья Атаманов. По его мнению, новые технические возможности и дальше будут помогать ГИБДД соответствовать требованиям времени. Уже сейчас использование этих спецсредств меняет менталитет инспекторов и водителей и саму ситуацию на дорогах.

Техника помогает ГИБДД не только в поле. «Анализ происшествий и планирование на его основе управленческих решений всегда присутствовали в нашей работе, но десять лет назад появились программы, которые позволяют выполнять эти задачи более детально и всесторонне, а значит, и избегать большего числа ДТП», — поделился Илья Атаманов.

Добиваться снижения травматизма, особенно детского, помогает и пропаганда. И здесь Илья Викторович опирается на психологию. «Все мы думаем, что являемся исключением из статистики. Это аксиома человеческого мышления. В обычных условиях информация, как обезопасить себя, зачастую пролетает мимо ушей. Но когда негативные события происходят с теми, кто нам близок, мы направляем все силы, чтобы усвоить урок», — пояснил он. И если на дороге случается происшествие с участием ребенка, подключаются не только инспекторы пропаганды, но и ЮИД с других школ, которые доносят информацию до каждого класса. В результате в детские умы закладываются маленькие кирпичики здания под названием «понимание безопасности дорожного движения». Активная позиция и добросовестность журналистов, стремящихся просветить жителей в вопросах дорожной безопасности, также работают на общую задачу.

Не все, кто пришел работать в ГИБДД, остаются там до конца. Многие судят об этой работе по фильмам и сериалам. Однако труд сопряжен с выполнением большого количества различных требований, нормативных приказов, регламентов. «За фасадом, который рисуют в кино, стоит монотонный тяжелый каждодневный труд порой по 13 часов, а иногда и более. На ежедневном разводе сотрудники должны близко к тексту рассказать две статьи федерального или ведомственного документа. Например, сотрудник нашего отдела ГИБДД не может выехать на дорогу, если не доложит статью 23 федерального закона «О полиции», которая называется «Применение огнестрельного оружия»», — проиллюстрировал ситуацию начальник отдела. «У меня было много случаев, когда я сохранял людей. Некоторые из них доросли до старших офицеров. Были и те, кого стоило отпустить сразу», — поделился он опытом.

В работе Люберецкому отделению ГИБДД помогают и жители. Хотя существовавший ранее институт внештатных сотрудников не так давно прекратил свое существование, люди, которые приходили на помощь инспекторам, никуда не делись. «Западный менталитет, когда человек видит пьяницу и сообщает в полицию, нам пока еще не близок, но неравнодушные люди есть. И регулярно в дежурной части раздаются звонки с просьбой принять меры к пьяным гражданам, которые ведут себя неадекватно, с указанием марки и номера машины. И мы реагируем. Каждый такой звонок — это минус искалеченная жизнь, минус дорожно-транспортное происшествие», — делится Илья Атаманов.

Жизнь в служении

Илья Атаманов — офицер в третьем поколении. Его дед служил в инженерных войсках, отец был военным строителем. Так что с выбором будущей профессии вопросов не возникло. Тем более что он родился и вырос в военном гарнизоне. «Все мальчишки из моего класса пошли в Вооруженные силы. Мы все были дети офицеров и по-другому не видели свою жизнь в советском обществе. Я был уверен, что мне повезло больше других, когда я стал суворовцем. Сейчас я понимаю, что это важно для становления личности. На тот момент я был домашним ребенком, который ходил в художественную школу и музыкальную школы, играл на трубе в духовом оркестре», — поделился Илья Викторович. Со школы он понимал, что будет служить Родине, потому что это правильно, престижно, а слово «военный» звучит гордо. Кстати, водить Илья Викторович научился в военном училище. В программу подготовки офицеров входило обучение и на категории «B» и «C».

После училища Илья Атаманов продолжил дело отца. Однако когда он дослужился до майора и занимал должность, соответствующую чину подполковника, стало понятно, что военно-строительные части не имеют дальнейшей перспективы. Уже было принято решение их расформировать. В это время в люберецком отделе ГИБДД появилась вакансия. Так майор Атаманов оказался в ГАИ. Перестроиться из военного в милиционера было непросто, но желание служить Родине было сильнее. И через некоторое время Илья Викторович начал получать удовольствие от того, что справляется с новой службой. «К сожалению, в 1999 году не стало предыдущего руководителя. Он без остатка отдавал себя работе, и его подвело здоровье», — рассказал Илья Атаманов.

В 29 лет он возглавил люберецкий отдел ГИБДД. Он нередко обращался за советом к своему коллеге Виталию Николаевичу Лихицкому. «Его мудрость, афоризмы до сих пор со мной и помогают по жизни», — поделился он.

На должности начальника отделения Илье Викторовичу пригодились знания и опыт военного строителя. В 2003 году его коллективу взамен одноэтажного казарменного помещения предоставили здание. «На тот момент в нем четыре года не было отопления, потому что вышла из строя котельная, была откровенная разруха», — вспоминает полковник полиции. Теперь здесь есть все необходимое: помимо залов для работы с посетителями и помещений для сотрудников, есть актовый и спортивный залы, столовая, мойка, пункт прохождения технического осмотра. Начальник не просто поддерживает свое немаленькое хозяйство, но и развивает его. Недавно здесь разбили небольшой скверик, где любят отдыхать посетители, а в текущем году планируют сделать на территории большой пешеходный переход с разметкой и знаками.

В работе Илье Атаманову больше всего нравится результат. Это и сотрудники, которые под его крылом растут и становятся профессионалами с большой буквы, и цифры статистики. «Нравится, когда ты действительно можешь помочь человеку. Есть граждане, которые заходят к нам, как на вражескую территорию. И когда они видят адекватную реакцию и желание помочь, у них рушится шаблон. А ты понимаешь, что прожил день не напрасно», — поделился начальник. Не менее ценно для него и спустить с небес на землю тех, кто пытается нахрапом решить проблему, требующую серьезной проработки.

Наполняя смыслом каждый день

Илья Викторович женат. Имеет двух детей и старается проводить с ними как можно больше времени. «Это моя жизненная позиция. Без этого все остальное теряет смысл. Если мы сгорим на работе и не сможем уделить внимание детям, как они смогут стать преемниками нашей жизненной позиции, нашего взгляда?» — уверен Илья Атаманов. Его дети унаследовали от отца увлеченность своим делом. Дочь Анастасия занимается живописью и фитнесом, а сын Виктор учиться на третьем курсе института в сфере IT.

Для самого Ильи Викторовича его отец Виктор Ильич стал главным учителем в жизни. И он на все сто разделяет его убеждение в том, что порядочность и организованность являются залогом любого профессионального роста. «Его внутренний стержень, харизма, порядочность, умение выстраивать отношение с людьми, дарить людям уверенность и комфорт в общении с ним сделали его тем, кем он стал. Полковник в отставке, почетный гражданин Люберец, руководитель серьезного предприятия, которое год от года прибавляет производственные мощности и процветает. Без его мудрого совета, умения рассмотреть даже в самой плохой ситуации положительную составляющую, мне в жизни было бы очень тяжело», — рассказывает сын.

Илья Викторович занимается спортом. Еще одно хобби – литература: историческая, книги, направленные на профессиональный и личностный рост. Полученные знания помогают ему в работе.

Начальник отдела уверен, что без поддержки родных у него вообще ничего не получилось. «Делать так, чтобы я ощущал мой дом крепостью, где меня всегда ждут и мне рады — это дорогого стоит. Только за одно это можно любить жену и носить ее на руках. А еще она умница, красавица, спортсменка, любящая мать, хранительница очага и очень умный, организованный человек», — рассказывает Илья Викторович о своей жене Татьяне.

Каждый свой день на службе Илья Атаманов работает так, чтобы завтра не было стыдно смотреть в глаза возможному преемнику, коллективу отделения и людям, которые с ним встретились, как с руководителем государственной инспекции. Он взвешивает и обосновывает все решения, чтобы потом не краснеть, особенно, если они непопулярные.

С дзержинцами по пути

По долгу службы Илья Атаманов уделяет внимание городу Дзержинскому, как и другим муниципалитетам, входящим в зону обслуживания ОГИБДД МУ МВД России «Люберецкое». По мнению полковника полиции, в силу территориальной закрытости здесь формируется свой менталитет, отличный от общего. В тех же в Люберцах подавляющее количество транспорта составляет транзитный, а новостройки скоро будут вмещать столько же жителей, что сам город десять лет назад. И здесь люди нечасто оглядываются на соседей. «Городам Дзержинский и Лыткарино повезло в этом плане. Они имеют сложившийся микроклимат. Менталитет города в целом очень положительный. Сказывается то, что здесь существует крупное оборонное предприятие, что Дзержинский развивается, как наукоград. За счет его компактности люди знают друг друга, и они в ответе за то поведение, которое демонстрируют», — подчеркнул Илья Атаманов.

Конечно, зоны отдыха и лето вносят свой колорит в эту картину, равно как и возможность брать машины в прокат поминутно. ГИБДД в рамках закона стремится помочь решить эти проблемы. В частности, вопрос каршеринговых авто, которые днюют и ночуют на внутридворовых территориях. В ходе рейда 7 июля с участием сотрудников Ильи Атаманова с городских улиц убрали много каршеринговых автомобилей, припаркованных в нарушение всех правил БДД. Начальник поделился и возможным рецептом борьбы с засильем таких авто во дворах. «Мы обсуждали вопрос с администрацией города. Есть четкий алгоритм решения проблемы. Это путь, по которому пошла Москва. И чем быстрее город пойдет по нему, тем лучше. Рядом со станциями московского метро все внутридворовые территории закрыты шлагбаумами. В столице прописан внятный алгоритм их установки с помощью жилищных комитетов и управляющих компаний», — пояснил Илья Викторович. Конечно, скопировать решение не получится в силу различия областной и столичной нормативных баз, но система шлагбаумов и доступ только жителей очень может помочь. Ведь силовики могут эвакуировать только те машины, что стоят с нарушением правил.

Другая проблема города, к решению которой подключилось ГИБДД — стоянка грузовиков. Когда такой транспорт стоит не под запрещающим знаком, его водитель ничего не нарушает, наказать его нельзя. Однако грузовик занимает место, которого бы хватило на несколько легковых машин. «Мы работаем с администрацией и постепенно выстраиваем знаковую ситуацию. Работают парконы, а мы занимаемся администрированием: эвакуацией неправильно припаркованного автотранспорта», — сообщил Илья Атаманов. И это тоже создание ментальности дзержинцев, которая порой закладывается путем непопулярных решений.

Иван ФЕДУЛОВ

Back to top button