О важности брака

Адам и Ева женились? Венчались? Где написано, что мы должны? Почему я не могу жить с женщиной в гражданском браке? Ответ на эти вопросы читателю городского еженедельника «Угрешские вести» дает иеромонах Филарет в рубрике «Православный мир». Хотите задать свой вопрос? Обратитесь в редакцию газеты по номеру 8-495-550-17-24.

Совершенно верно, дорогой читатель, Адам и Ева были женаты и венчаны. Это была семья и брак в самом точном смысле слова, брак законный и благословлённый Богом. И мы все, бесчисленные их потомки, вступаем в брак по образу их союза. Ева была сотворена Богом из ребра Адамова, чтобы жена всегда была близка сердцу мужа, была с ним единодушна и единомысленна, стала поистине с ним одной плотью. Союз мужа и жены неразрывен и становится крепче даже союза детей с родителями – «оставит человек отца своего и свою мать, и прилепится к жене своей; и будут (два) плоть одна», как говорится в книге Бытия.

Адам называет Еву своей женой, и Ева соглашается и принимает это именование, подобно тому, как сейчас при заключении брака спрашивают о согласии жениха и невесты стать мужем и женой.

В еврейском языке, на котором написан Ветхий Завет, слова «муж» и «жена» предельно схожи, по сути являются формами одного и того же слова: муж по-еврейски – «иш», жена – «иша». Отголоском этого в наши дни стало то, что жена берет фамилию мужа, называется его семейным именем.

Молитвы, которые читает ныне священник при таинстве венчания, по сути, повторяют и возвращают нас к словам, которые когда-то в раю в те блаженные и безгрешные времена до грехопадения были сказаны Адамом и самим господом Богом.

Что касается понятия гражданского брака, то тут терминологическая путаница. Дело в том, что понятие «гражданский брак» в современном понимании относится к жизни Российской империи до революции. Тогда законным признавался только брак, заключенный в церкви, соответственно, неосвященный церковью союз мужчины и женщины браком не признавался вообще и юридической силы не имел. После 1918 года наоборот — брак церковный в глазах государства утратил юридическую силу, а признаваться стал только брак, зарегистрированный в ЗАГС. Он и назывался гражданским (т.е. не церковным).

Таким образом в наши дни в России существует брак церковный (венчанный), не признаваемый государством, но признаваемый церковью, и брак гражданский, зарегистрированный в ЗАГС и имеющий юридическую силу. Не зарегистрированный в ЗАГС союз мужчины и женщины на юридическом языке может называться «сожительством», «фактическими брачными отношениями», «бракоподобными отношениями» и т.п. Такое явление известно в истории ещё с языческих времен. В римском праве оно называлось конкубинатом (от глагола concumbo — лежать вместе, разделять ложе). Конкубинат не имел юридической силы, в него вступали без свадебной церемонии, по отношению к нему не применялось понятие супружеской верности, что и понятно, потому что сожители друг другу быть верными и не обещали.

Добавим к этому ещё несколько пунктов, которые отличают настоящую семью от сожительства.

Семья создается желанием мужчины и женщины быть вместе до конца дней своих (в идеале – «жить долго и счастливо и умереть в один день»), сожительство продолжается до тех пор, пока сожителям это удобно и комфортно. В семье рождение ребенка — праздник, в сожительстве рождения детей избегают. Семья, вбирая в себя родственников и мужа, и жены, расширяет свою географию, обогащается характерами и профессиями, растет во взаимной помощи и поддержке. Особенно это важно для подрастающих детей. Сожительствующие обычно не стремятся к родственным контактам, поскольку замкнуты друг на друге, что часто приводит к разобщению или даже к разрыву с близкими родственниками.

Обобщая, можно сказать, что семья держится взаимной любовью и поддержкой, ответственностью и заботой о близких, а сожительство — удобным по своей безответственности и временным сочетанием двух эгоизмов. Называя себя «браком», сожительство таковым никаким образом не является и не признается ни государством, ни церковью, ни родственниками, ни, по большому счёту, и самими сожителями, осознающими двусмысленность своего положения.

Вы спрашиваете: почему я должен жениться и венчаться? Почему я не могу жить с женщиной в гражданском браке? Конечно, никто никому не должен. Но выбор предоставлен каждому из нас, и, чтобы не упустить главного в жизни, он должен быть правильным.

Back to top button