Все дело в любви

19 августа отмечается двунадесятый праздник — Преображение Господне, одно из самых ярких событий евангельской истории. В народе его принято называть Яблочным Спасом, потому что именно в этот день люди традиционно несли в храмы собранный урожай яблок и других плодов. Но каково настоящее значение этого праздника?

В течение многих веков православная вера являлась частью жизни русского народа. Люди молились с утра и перед едой, перед важными событиями служили молебны, отмечали церковные праздники и дни почитания святых. К сожалению, иногда суть праздников терялась, забывался смысл молитв, всё превращалось в суеверие, пустую, напрасную веру. Забывая о главном, люди уже не думают о том, что им нужно обратиться к Богу или к святому, а верят в саму мистическую силу молебна, молитвы, обрядового действия или какого-то освящённого предмета.

Подобное произошло и с праздником Преображения Господня, который для многих стал лишь поводом для освящения яблок. Но на самом деле у этого праздника куда более глубокий смысл. Неслучайно он входит в число двунадесятых — двенадцати самых важных праздников православной церкви.

Сама история о преображении описана тремя евангелистами похожим образом. Они рассказывают, что незадолго до своего распятия, Христос взял с собой трёх учеников - Петра, Иакова и Иоанна — и поднялся вместе с ними на гору. Принято считать, что это галилейская гора Фавор, хотя некоторые современные исследователи считают местом преображения гору Ермон, которая находится севернее.

На горе Христос отошёл помолиться, и ученики увидели, что рядом с ним появились ветхозаветные пророки, Моисей и Илия, а одежды Христа сделались яркими и блистающими, как снег. В этот момент его скрыло от учеников светлое облако, и с неба раздался глас: «Сей есть сын мой возлюбленный, его слушайте». Ученики от страха упали на колени.

Так Господом были явлены все три лица Святой Троицы. Богословы считают, что чудом преображения Господь открыл своим избранным ученикам свою божественную сущность и то, каким светом призван воссиять наш телесный, материальный мир.

Интересна икона Преображения. На ней Христос изображается не стоящим на горе, а парящим над ней. Рядом с ним - пророки, Моисей и Илия. А апостолы внизу всегда изображаются в момент своего страха: они лежат на земле и закрывают лица, не смея снова увидеть свет, исходящий от Господа.

Как и любое событие евангельской истории, преображение имеет не только исторический, но и нравственный смысл, тот, который мы можем применить к собственной жизни.

Мы, люди, не должны быть просто свидетелями чуда, теми, кто читает о стародавних временах. Мы Божьи со-работники, со-участники, мы призваны к живой и творческой деятельности. Мы освящаем свой урожай, воду, хлеб и вино. Мы освящаемся и изменяемся сами, когда просим у Господа сил на это изменение. Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди на Преображение говорил так: «Все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни — все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…»

Но сами силы для изменения мы не имеем, её мы получаем от Бога. Именно поэтому, ещё во времена Ветхого Завета, возникла традиция отдавать в храм первые плоды своего урожая, самое лучшее посвящать Господу. И мы в праздник Преображения приходим в церкви, чтобы освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Особенно ценно то, что мы вырастили сами.

На некоторых приходах есть традиция праздничного застолья после службы, когда во двор выносятся столы, люди заставляют их всевозможной снедью — естественно, постной, потому что ещё продолжается Успенский пост, священник освящает её, и все приступают к трапезе, остатки которой потом могут забрать домой.

В городах такие традиции соблюсти нелегко, особенно, если праздник выпадает на будний день. Но всё зависит от нас. Можно угостить сослуживцев освящёнными яблоками, можно отнести их соседям или друзьям, а можно даже испечь яблочный пирог и устроить тихий семейный праздник. Ведь сами яблоки не имеют никакого мистического смысла. Всё дело в любви и нашем внутреннем преображении.

Александра ПИПЕЙКИНА

Back to top button