Храним историческую память

С 24 августа в муниципальных архивах возобновляют работу читальные залы. Все граждане, интересующиеся историей своего города, могут прийти и поработать с документами. Главный эксперт отдела делопроизводства, архива, протокола и работы с обращениями граждан Эльвира Горбунова рассказала о работе этого учреждения, его фондах и акциях корреспонденту Александре Пипейкиной.

— Эльвира Исламовна, для чего нужны архивы?

— В архивах хранятся документы прошлых лет – это наша история. Например, в 2018 году закрылась крупная строительная организация ЗАО «Жилстрой», которая работала в городе с июня 1959 года. Тогда оно называлось СМУ «Монтажжилстрой №1».  Все документы постоянного срока хранения этого предприятия перешли в архив, и теперь, если кому-то из бывших сотрудников понадобится подтверждение трудового стажа, заработной платы, ему нужно подать запрос в архив, а мы сделаем заверенную архивную копию, справку или выписку.

— Сколько документов хранится в Дзержинском архиве?

— У нас небольшой архив, в нём всего 20 фондов, но он постоянно пополняется. Когда организация закрывается или истекает срок хранения документов в ней - их передают в архив, нам. Так, например, органы ЗАГС должны хранить документы на местах 100 лет. По истечении срока нам передадут документацию по описи, и самый древний на данный момент документ - «Книга записи актов о регистрации брака в Ухтомском волостном отделе ЗАГС», датированный 1 апреля 1919 года.

— А из того, что уже хранится в архиве, какой документ самый ранний?

— Сейчас это домовые и похозяйственные книги деревень Алексеевка, Гремячево, Денисьево и Кишкино. В них имеются сведения о прописке и выписке граждан по адресам, сведения о постройке родовых домов, о земле, находящейся в собственности, поголовьях скота, приусадебных и садовых насаждениях, например, сколько яблоневых или сливовых деревьев росло и каково количество полученного урожая.

— Получается, архив существует уже очень давно?

— Дзержинский архив был создан в 1992 году. До этого многие документы хранились в Главном архивном управлении Московской области, а уже после их стали передавать на места.

— Какие услуги оказывает архив?

— Прежде всего, это услуги по выдаче архивных справок, архивных выписок, архивных копий и информационных писем по вопросам, затрагивающим права и законные интересы заявителя. Например, вы переезжаете в другой город, хотите продать квартиру, но замечаете, что у вас утерян договор о приватизации. Вы подаёте запрос на портал государственных и муниципальных услуг Московской области самостоятельно или в МФЦ. Оформить запрос можно также у нас в архиве, на Дзержинской, 22. В течение 22 рабочих дней вы получите ответ на свой запрос. Скоро будет утверждён новый административный регламент, согласно которому все запросы будут обрабатываться быстрее, в срок до 10 рабочих дней.

— В архивах хранят только официальные бумаги?

— Только оригиналы управленческой документации и документы по личному составу организаций, но в архивах могут храниться и кинофотоматериалы. К сожалению, немногие знают, что можно передавать архивы своей семьи. Сейчас наш архив проводит акцию о бесплатном приёме на государственное хранение любых документов периода Великой Отечественной войны и создании личных фондов. Основная цель акции - сохранение памяти о боевом и трудовом подвиге народа, о жизни отдельного человека. Мы готовы принять письма с фронта и на фронт, похоронки, продовольственные карточки, фотографии, дневники, открытки, плакаты, листовки и другие документы. Это могут быть очень интересные документы. Людям может казаться, что они не важны, но в будущем история покажет нам, что сам документ очень интересный и актуальный.

— А если человек хочет, чтобы оригинал документа оставался у него, может ли он сдать в архив копию?

— Только в том случае, если копии документов подтверждены печатью и подписью. У нас хранятся оригиналы документов, ведь мы выдаём справки по документам, а они должны быть подлинными. В архиве созданы все условия для сохранности документов — поддерживается температурный режим и определенная влажность воздуха, бумаги хранятся в металлических шкафах и специальных коробах, соблюдается охранный и противопожарный режимы. Каждые два месяца проводится обеспыливание единиц хранения, документы регулярно проверяются на отсутствие порчи, плесени, насекомых. В условиях квартиры или частного дома всё это трудно соблюсти, документы выцветают, портятся, утрачиваются. А ещё бывает, что одному человеку из семьи неинтересно копаться в «старых бумагах», и он всё выбрасывает, сжигает. Другому бы хотелось изучить прошлое своей семьи, а документов уже нет.

— Сколько сейчас в архиве сотрудников?

-В архиве один сотрудник — это я, бывает сложно дозвониться, когда меня не бывает на месте, поскольку моя работа порой связана с разъездами. Поэтому прошу руководство дать второго сотрудника архива. У нас также могут проходить практику студенты по историко-архивной специальности, это приветствуется.

— Что изменилось в работе в связи с пандемией коронавируса?

— С марта не работали читальные залы. Стало меньше обращений. Обычно к сентябрю мы обрабатывали более 200 запросов. А в этом году их было всего около 70. Но ещё до введения режима самоизоляции мы успели провести день открытых дверей. Планируем повторить его в сентябре, хочется, чтобы как можно больше жителей узнали о работе архива.

— Расскажите, пожалуйста, про конкурс «Юный архивист». Кто в нём участвует?

— Московский областной конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» является культурно-образовательным проектом, ориентированным на взаимодействие Главного архивного управления Московской области, Московского областного отделения Российского общества историков-архивистов (РОИА) с преподавателями и обучающимися общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Московской области. Конкурс является региональным туром VII всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ РОИА «Юный архивист».

На конкурс представляются работы на исторические темы, выполненные на базе архивных документов, источников устной истории, подготовленные в результате методически обоснованной самостоятельной исследовательской работы. Работа должна предполагать описание, анализ и обобщение собранной информации и предваряться обзором научной литературы по выбранной теме. Тематика исторических исследований в работах, представляемых на конкурс, не ограничивается.

В конкурсе от нашего города принимают участие школьники с 8-го по 11-е классы. Так, в 2018 году ученица школы №1 Элеонора Кежватова подготовила работу «История родной школы в истории родной страны», научный руководитель Смирнова Е.В.; в 2019 году Даниил Щеголев, ученик второго лицея — работу «Забытые деревни г. Дзержинский», научный руководитель Корсунская Е.А. Ребятам были вручены дипломы лауреатов II cтепени и памятные подарки на торжественной линейке 1 сентября в своих школах.

Победители конкурса рассматриваются в качестве кандидатов на предоставление именной стипендии губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта. Хотелось бы, конечно, чтобы участников конкурса было больше.

— Архив работает каждый день? Как попасть в архив?

— Приемные часы ежедневно, кроме среды, субботы, воскресенья, с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Наш адрес: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, ул. Дзержинская, д. 22, помещение 100, вход с торца здания, телефон 8-495-550-78-68, archive@adm-dzer.ru. Об изменениях в работе можно узнать на сайте города в разделе «Гражданам» далее «Городской архив».

Для работы в читальном зале нужно оформить запрос с подробным указанием искомого периода или необходимой для просмотра и изучения документации. Также можно прийти в МФЦ города, сотрудники которых помогут вам воспользоваться гостевыми компьютерами и оформить заявку в архив. Сейчас мы оцифровываем документы, так что со многими из них скоро можно будет поработать и в электронном виде.

Back to top button