Трудиться, чтобы победить

В прошлом номере «Угрешские вести» познакомили читателей с Раисой Кистеревой. Она много лет работала в Дзержинском, живет в нашем городе, ребенком застала войну, трудилась в колхозе родной деревни Цыгановка.

Чем богаты, тому рады

Питались Пучковы тем, что вырастили на огороде. Молоко отдавали на молокозавод, получая обратно «перегонку» — обрат, оставшийся после снятия сливок. «Я ходила за ним с бидончиком, и мы пили его. Когда началась война, с колхозного поля не успели собрать всю картошку. Она осталась там гнить. Когда немцы ушли, мы ее собирали, просушивали и превращали в муку. Потом собирали конятник, когда он цвел. Бабушка толкла его, добавляла этот крахмал и немножко муки из остатков. Потом пекла из этого хлеб и давала нам понемножку. А мне очень нравились эти «кавырки», — поделилась Раиса Алексеевна.

Быт жителей деревни был непростым. Еще до войны Рая ходила за 25 километров в город Богородецк. Маленькая девочка несла в такую даль половину ведра грибов. Больше поднять не могла. Там она продавала их на рынке, чтобы купить кирзовые тапки и носки – с обувью было очень тяжело.

Строить новую жизнь

Всю войну Раиса продолжала работать в колхозе, постепенно осваивая новые навыки. В 1945 году ей было 15 лет, она работала наравне с взрослыми. К тому времени девочка уже умела выполнять все виды сельскохозяйственных работ.

После капитуляции фашистской Германии СССР начал отстраивать разрушенные города, восстанавливать экономику. Множество мужчин не вернулись с фронта, и все, кто мог работать, были на счету. Так что Раиса продолжала работать в колхозе. Через пять лет она захотела перебраться в город. На двадцатом году жизни девушка вместе с подругой пошла в сельсовет за справкой. Он находился в соседней деревне Суры, в полутора километрах от Цыгановки. Отпускать девушку на производство не хотели. «Я расплакалась, говорю, папу убили, брат погиб, я тут хожу на могилы плачу, реву. Отпустите, пожалуйста. И мне дали справку», — рассказала Раиса Алексеевна и прослезилась.

Из колхоза в 1950 году девушка поехала в город Советск Тульской области. Здесь на Щекинской ГРЭС работала ее двоюродная сестра. Она обещала устроить Раису, которая имела образование в четыре класса, на мазут-насосную станцию смотреть за приборами. «Я прожила у нее три месяца. Свободных вакансий не появилось, тогда пошла сама искать работу. Хотя было боязно. Нашла стройку, обратилась в кадровый отдел. Меня хотели взять в разнорабочие, но одна женщина позвала в штукатуры, и меня переписали учеником штукатура», — рассказала труженица тыла. Так 21 мая 1951 года она устроилась в строительное управление.

В 1954 году Раису Алексеевну в числе первых перевели в Москву — строить район Новые Черемушки. Она уже была штукатуром пятого разряда. «Мы приехали, но нас некуда было селить, поэтому переночевали в подвале, а утром нас привезли в Люберцы. Посели в 209 доме на Октябрьском проспекте. Полтора года мы жили там. Утром уезжали на стройку, в обед ходили в столовую, а вечером нас привозили домой. Там пожарим картошечки, переночуем и обратно на работу», — вспоминает те годы труженица тыла.

Следующим этапом трудовой деятельности Раисы Алексеевны была стройка ТЭЦ-22. В поселок имени Дзержинского тогда перевезли четыре барака из Щекинской ГРЭС. Их поставили в овраге, где сейчас ведется строительство ФОК с ледовой ареной. И бригада штукатуров помогала строить эти самые бараки. А потом там же и поселили в помещении на восемь человек.

В 1955 году Раиса Алексеевна вышла замуж за Николая Михайловича Кистерева. Он родился в 1932 году, служил в Люберцах, а потом работал грузчиком в столичном районе Вешняки. После свадьбы муж перешел жить в барак к жене и устроился работать здесь же на пилораму. Она находилась на том месте, где сейчас стоит лицей №2. А потом пилораму перенесли в район Дзержинского комбината производственных предприятий.

В 1956 году труженица перешла в транспортный цех ТЭЦ-22 — дежурной мотористкой на подаче топлива. «Работа была вредная. После того, как подадим на транспортеры уголь, нужно было убирать территорию лопатами. Сначала нам давали в помощь слесарей, а потом мы уже сами справлялись и сдавали чистую территорию следующей смене. Сначала у нас был один бункер, потом построили второй, а когда я после перерыва вернулась на ТЭЦ и работала уже на другой территории, то были построены три большие градирни, заработала автоматическая линия подачи топлива», — вспоминает трудовые будни Раиса Алексеевна. Сложность работы несколько компенсировало то, что рабочих возили на автобусе от дома и назад и выдавали им питание.

На ТЭЦ уроженка Цыгановки трудилась восемь лет. Потом рассчиталась и устроилась на Дзержинский комбинат производственных предприятий. Перешла в лабораторию на бетонном заводе, где писала дозировки. Хотя очень скоро вернулась на прежнее место, долго сидеть без дела она не смогла. Через полтора года устроилась лифтером в недавно построенный дом №5 по улице Школьной. Здесь она проработала еще 16 лет до окончательного выхода на пенсию. Вместе с работой в колхозе к тому времени у нее было более 50 лет трудового стажа.

За эти годы Раиса Кистерева успела получить четыре специальности: штукатур, лаборант, дежурная мотористка и лифтер. А вот продолжить образование не удалось. Двоюродная сестра в Советске предлагала ей пойти учиться. Но в это же время девушке сказали, что ее командируют Москву. Она решила, что пойдет учиться в столице. Но не сложилось. Сначала родился сын Виктор, через восемь лет дочь Марина. Сейчас у Раисы Алексеевны три внучки и три правнучки.

Антоновские яблоки

Последние два года труженица тыла и ветеран почти не выходит из дома, здоровье уже не то. Но раньше Раиса Алексеевна была заядлой огородницей. «Тогда поселок сильно менялся. Стали строить двухэтажные дома. Чтобы освободить охранную зону ТЭЦ, закрыли ферму, где выращивали песцов. Некоторые ее сотрудники остались работать на стройке. Еще в пойме Москвы-реки хотели построить мазутонасосную станцию. Для этого расселили дома колхозников. Но потом от проекта отказались, эту землю разделили на огороды. Там я и занималась», — вспоминает жительница города. В деревне она любила огородничать и продолжила выращивать фрукты и овощи на новом месте, пока огороды не снесли. В первый год посадили картошку, и поскольку земля перед этим отдыхала, корнеплодов уродилось так много, что собрали восемь лишних мешков, которые раздали детям. «У нас были яблони, груша, вишни, сливы, смородина красная и черная. Помидоры росли плохо, но огурцы были хорошие. Зелени было так много, что раздавала соседям укроп, петрушку, щавель. Однажды мы купили две яблони, яровую и зимнюю. Первую свалил ветер, но вторая осталась. Это была хорошая желтая антоновка, как та, что росла у нас в деревне. Там же мы построили себе будку. Я даже кур два года держала, пока их не украли. Пробовала держать трех кроликов, но их тоже унесли», — рассказала бывшая селянка. На память ей приходят и мысли о родной деревне. Там отец, перед тем как идти на фронт, посадил яблони и вишни. Но пришедшие немцы не дали им вырасти. Все потоптали…

С тех пор минуло немало времени. Труженицу наградили медалью в честь 850-летия Москвы. Не раз ее отмечали юбилейными медалями, включая «75 лет Победы», которую вручили в этом году. И до сих пор Раиса Алексеевна хранит в памяти детские годы, выпавшие на время больших испытаний для СССР. Вместе с ней их будут помнить дети, внуки, правнуки, а, возможно, и тот, кто читает эти строки.


Предыдущая часть истории «Трудиться, чтобы победить»

Back to top button