Дети – будущее нашей страны

Дети, как и взрослые, все разные. Кто-то легко находит своё место в социуме, а для кого-то это сопряжено с определёнными трудностями. О развитии коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста рассказала Елена Федина, учитель-логопед детского сада №9 «Созвездие».

— Елена Николаевна, расскажите о коммуникативных особенностях детей старшего дошкольного возраста. Почему это так важно – научить детей общению?

— Современное общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно развитых, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и, конечно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомических средств, слабость артикуляционной моторики, а также распространённые проблемы развития речевых функций, которые снижают коммуникативные возможности детей 5-6 лет. Коммуникативные способности позволяют нам различать разные ситуации общения, понимать состояние других людей в этих ситуациях и исходя из этого адекватно строить свое поведение.

— Почему родителям старшего дошкольного возраста нужно быть особенно внимательными к взаимоотношениям с окружающими их деток?

— Дети 5–6 лет – это будущие школьники, для которых несформированность коммуникативных умений может стать серьезной проблемой. Трудности в установлении контактов, доброжелательных дружеских отношений и взаимодействии в новой социальной ситуации.

Анализ социальной ситуации развития показывает, что на современном этапе родители уделяют особое внимание интеллектуальному развитию детей упуская при этом сферу общения и взаимодействия дошкольников. Прогресс науки и техники поспособствовал тому, что практически в каждой семье есть компьютер, «общение» с которым становится привлекательным для многих ребят и исключает живое общение с окружающими. Это не следует упускать из вида.

— Как же развиваются коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста?

Одним из эффективных условий формирования у ребенка коммуникативных умений может быть организация совместной партнерской деятельности.

Очень важны беседы по темам литературных произведений, фильмов. Где обсуждается характер и поведение героя, его положительные и отрицательные качества. В процессе обсуждения у ребёнка формируются  социальные нормы поведения.

Доверие ребёнку, когда он принимает самостоятельное решение в проблемных игровых ситуациях, тоже важный аспект. Неважно, какое решение принял ребёнок — положительное или отрицательное, в первую очередь, родитель должен похвалить его, а потом уже обсудить. И, конечно, дорогие родители, не ленитесь просто играть со своими детьми. Делайте это эмоционально. Рассказывайте о своих чувствах и эмоциях, объясняйте.

В завершении хочется добавить. Наша обязанность, педагогов, — напоминать родителям о том, что дети – это будущее нашей страны.

Back to top button