Шелковый ветер: студии батика в Культурно-эстетическом центре — 15 лет!

Виртуальные путешествия по странам и континентам, изучение русских ремесел и жития святых на шелке — за 15 лет своей работы студия батика «Шелковый ветер» из маленького творческого коллектива превратилась в уникальный союз единомышленников, объединенный любовью к волшебной технике — живописи по ткани. 

Девизом коллектива стало высказывание Аристотеля «Движение — это жизнь». Как развивалась студия, в каком направлении движется сегодня, мы попросили рассказать ее бессменного руководителя Ларису Горобец. 

— Лариса Владимировна, сегодня «Шелковый ветер» — коллектив хорошо известный не только в городе, но и за его пределами. А какие цели вы себе ставили 15 лет назад, когда в Культурно-эстетическом центре только открывалась студия батика? 

— Конечно, 15 лет назад мы даже подумать не могли о том, каких вершин в творчестве мы достигнем, какие цели будем перед собой ставить, какие темы раскрывать в своих работах. Мне просто хотелось рассказать детям и взрослым о таком уникальном, экзотическом виде искусства, как батик. Студия начиналась с пяти человек, делающих первые неуверенные шаги в искусстве. А сегодня нас уже 30. Причем каждая из участниц имеет свой неповторимый стиль, свою технику. Ещё Винсент Ван Гог говорил: «Тo, что cделaнo с любoвью, cделaно xopoшo». Наверное, это и характеризует то, что мы делаем сегодня. 

— А когда вы почувствовали, что студия двигается в правильном направлении? 

— Это ощущение пришло после нашей первой выставки и первого конкурса. Конечно, если сравнивать фотографии, сделанные десять лет назад, когда мы впервые показали свои работы в стенах Культурно-эстетического центра и, например, фото с выставки 2019 года, когда мы развернулись на три зала, непосвященный человек может сказать, что это разные студии. Это сегодня мы не ограничиваемся только декоративными панно, у нас в арсенале есть шелковые платки, палантины, несколько коллекций платьев. А на предстоящей выставке мы представим еще и валяние на шелке. Это и есть движение вперед. 

Многие из наших участниц почувствовали себя мастерами, участвуя в конкурсе «Салют талантов» в Санкт-Петербурге. Покорять северную столицу отправились 15 наших студийцев, и все приехали с дипломами и наградами конкурса. Это был огромный стимул к дальнейшей работе. С тех пор мы не останавливались. 

— Почему для студии так важны конкурсы и выставки? 

— Дети (да и взрослые художники) всегда должны на кого-то равняться, сравнивать, придумывать что-то самим, быть, как сейчас модно говорить, «в мейнстирме». А еще подготовка к выставке, работа над каким-то проектом или коллекцией одежды — это всегда большое исследование и, если хотите, самообразование. В 2014 году мы создали проект «С молитвой о Руси», посвященный 700-летию Сергия Радонежского. Прежде чем начать работать над проектом, участники студии получили благословение. Мастера студии изучили исторические и художественные произведения об этом святом, познакомились с различными техниками письма икон. Даже посетили Троице-Сергиеву лавру, попросив помощи Божией у мощей преподобного Сергия. Создавая коллекцию «Вне времени», наши девочки погрузились в историю русских промыслов, стараясь донести до каждого зрителя кусочек истории. С картинами в русском стиле наши юные таланты заняли первое место на конкурсе «Роспись ткани» в Павловском Посаде. А потом появились платья «Гжель», «Хохлома», «Мезень», «Вологодское кружево». Особенность нашей работы в том, что у нас своя техника. Белый шелк — очень капризный материал, специфические краски, которыми сложно передать масляную живопись или кружевное плетение, но мы справились. На международной выставке в Манеже, посвященной современному искусству, представители нашей студии были в тех самых платьях из коллекции «Вне времени». Надо ли говорить, что девочки произвели большое впечатление на русских и зарубежных гостей выставки. А известный художник и скульптор Зураб Церетели особо отметил платье, выполненное русской вязью. На его создание ушло много времени и сил. Мы изучали старинные монастырские рукописи, смотрели, как выписывать буквицы, копировали узоры. Но результат того стоил! 

После коллекции «Вне времени» наши юные студийцы решились еще на один эксперимент. Они придумали коллекцию современных платьев с использованием росписи русского севера «Мезень». Эта коллекция получила гран-при на конкурсе «Юные таланты Московии». 

— То есть Дзержинские мастера — достойные конкуренты в области русского батика? 

— Не только русского. Мы очень любим выставлять свои работы на московских площадках — участвовали в выставках в Центральном доме художника, в галерее МАРС, в Манеже. Но и в международных конкурсах мы тоже участвуем. Девочки из взрослой группы побеждали на конкурсах в Венеции, Чехии и Германии. А в этом году моя ученица Татьяна Ерёмина приняла участие в испанском конкурсе «Усы Дали». В конкурсной программе заняла 1 место, а в финале творческого турнира — 2-е. Это очень высокий результат. 

— А что нужно, чтобы прийти в студию и начать рисовать на шелке? 

— Мы с удовольствием принимаем всех желающих. Группы складываются разновозрастные. Можно сказать, что у нас творческий клуб, в котором собираются вместе люди разного возраста, разных профессий, но объединенные одним общим желанием — творить! Часто за одним столом рисуют мама с детьми, или бабушка с внуками. А еще мы активно приглашаем к нам самых юных творцов — ждем школьников от 10 лет и старше. Это замечательный возраст, когда ребенок не скажет: «Я не умею». Наоборот, наши юные студийцы зачастую в работе с красками, формами и темами своих работ проявляют даже бОльшую смелость, чем взрослые. И это замечательно, ведь именно смелость города берет. 

Back to top button