Познавать созидая: в гимназии №5 в Дзержинском прошел научно-практического семинар

Педагоги гимназии №5, реализуя национальный проект «Образование», поделились практическими наработками с коллегами и гостями 19-го научно-практического семинара «Образование в современной школе: от национальных приоритетов к практическим действиям», состоявшегося 4 марта. 

«Сотворчество и сотрудничество в гимназии — наш девиз», — подчеркнула в приветственном слове директор образовательного учреждения Наталья Викулова. Руководитель напомнила, что проектной деятельностью в гимназии занимаются уже 19 лет. 

Начальник управления развития образования городской администрации Татьяна Чиркунова подчеркнула, что семинар помогает решить задачи образования, которые ставит перед педагогами государство. Также Татьяна Ивановна отметила, что увидела в ходе семинара интеграцию классной и внеурочной деятельности. Она выразила надежду, что профессиональный рост педагогов и в дальнейшем будет таким же заметным для всех. 

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, научный руководитель гимназии №5 Нина Граблина: 

«В гимназии №5 вот уже на протяжении 19 лет реализуется воспитательный потенциал проектной деятельности. В концепции развития школы прописана основная мысль Николая Васильевича Гоголя: «Просветить — значит научить, или наставить, или образовать, но всего человека высветить во всех его силах, а не в одном уме. А просветить всю природу его, провести сквозь очистительный огонь». Примеры исследований, наиболее ярко иллюстрирующих такую концепцию, — проект учителя математики Натальи Ковалевой и ее ученицы Ольги Кузьминой «Задачи в истории города», который мог бы стать методическим пособием по математике для каждой школы города. Не менее интересен проект «Сегодня, вчера, завтра», в котором учащиеся 2А и 3Д классов создают лего-модели любимого города. Ученики восьмого класса Максим Глущенко и Павел Глебов в течение учебного года исследовали историю Свято-Никольского Угрешского монастыря, включая ее отражение в культуре, литературе и живописи. Развивала тему и Тая Кирюхина в проекте «Духовная роль Свято-Никольского Угрешского монастыря в жизни горожан». Татьяна Сарана в работе «Диалог с Голюбовской горкой» охватила историю этого места со времени Отечественной войны 1812 года. Екатерина Сухова под руководством Светланы Владимировны Килюшек создала проект «Лес — наше богатство» о Томилинском лесопарке. 

Во время гуманистического кризиса школе, как никогда важно учить детей любить, ценить, уважать свою малую родину, а значит и Россию в целом». 

От слов к делу 

В практической части семинара организаторы познакомили участников с тремя формами работы. Были представлены 14 мастер-классов, семь внеурочных занятий, а также защита проектно-исследовательских работ на семи кафедрах. 

На интегрированном уроке «Исследование потребления электроэнергии бытовых электроприборов и математический расчет выгоды использования приборов различной мощности» учителя О.А. Кузнецова и Е.Н. Глебова вместе с 8Г классом показали технологию деятельностного метода. Чтобы ответить на поставленный вопрос, учащиеся разбились на группы. Одна действовала аналитическим методом, другая проводила эксперимент. Гости отметили, что урок носил деятельностный характер, и в него было включено практико-ориентированное задание формата PISA. 

Использование технологии критического мышления, совмещенной с проектной деятельностью, можно было увидеть на мастер-классе «Электронные таблицы — средство быстрого подсчета информации», который проводила учитель И.В. Самодоева с 7А классом. Ребята провели исследование и доказали, что электронные таблицы позволяют быстро производить подсчеты на примере бытовой задачи — провести покупки, уложившись в бюджет. Работа также шла в двух группах: одни считали на листочке, другие с помощью табличного процессора. 

Как может работать «Сетевой поисковый отряд» совместно с учениками 7Б можно было оценить на заседании историко-патриотического клуба «Лад» (руководитель А.Б. Моченов). Здесь гостям продемонстрировали проблемно-поисковую технологию. Ребята учились находить информацию об участниках Великой Отечественной войны на примере советских актеров Алексея Смирнова и Иннокентия Смоктуновского. 

Педагог подсказал, что, указав на сайте «Память народа» имя воевавшего родственника и дату его рождения, можно найти информацию о месте его призыва, службы, местах сражений и гибели фронтовика. А далее можно расширять информацию о своем родственнике на других интернет-ресурсах. Применяя этот метод на занятии, ребята узнали, что Смоктуновский был сержантом, принимал участие в форсировании Днепра, боях под Киевом, освобождении Варшавы, боях на Курской дуге; в декабре 1943 года был взят в плен, а 7 января 1944 года бежал из плена, был партизаном; Смирнов был командующим огневого взвода, принимал участие в боях на Западном Брянском, Первом Украинском и Втором Белорусских фронтах. 

На кафедре физики и математики можно было познакомиться с исследовательскими работами. Здесь их было три. Ученица 10А Дарья Терезникова под руководством Натальи Серовой подготовила проект «Геометрия как основа архитектуры». В нем она искала взаимосвязь геометрии и архитектуры, углубившись в историю вопроса. В практической части создала макет здания из геометрических фигур. 

Еще два проекта были подготовлены под руководством Оксаны Матейчук. Владислав Рожко из 11А в работе «Ветер на службе человека» изучил историю вопроса от древних времен до наших дней. Он создал действующую модель ветряного генератора из подручных материалов и отметил, что в нашей стране можно внедрять ветроэнергетику, которая может быть дополнительным источником энергии.  

Николай Кельганов из 10А задался целью сконструировать демонстрационную модель двигателя Стирлинга для кабинета физики. Прибор вырабатывает электричество за счет нагревания и охлаждения воздуха, находящегося под давлением. Проводя исследование, парень сделал вывод, что это простой, экологичный двигатель с увеличенным ресурсом службы, однако в этом громоздком устройстве приходится применять высокое давление, чтобы достичь КПД сравнимый с двигателями внутреннего сгорания. 

Всем гостям и участникам было предложено дать оценку увиденному и ответить на вопросы анкеты на специальном сайте. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Ковалева отметила, что сегодня каждое образовательное учреждение, ориентируясь на национальные приоритеты, выстраивает свою индивидуальную траекторию развития. «Важно на этом пути делать остановки, чтобы проанализировать, выявить зоны ближайшего развития, проблемные зоны, оценить, что получается хорошо и скорректировать свое направление», — сказала она. Думается, что этой цели конференция добилась, а значит, движение к национальным приоритетам продолжается. 

Back to top button