Система «5+1»: модульный подход к обучению планируется ввести в школах Дзержинского

В 2021-2022 учебном году в школах города Дзержинского планируют переход на модульную систему обучения. Чем она отличается от привычной четвертной, и что вызвало такие изменения, решили разобраться корреспонденты газеты «Угрешские вести». 

С советских времен школьная жизнь по всей стране строилась по учебным четвертям. Даты начала и окончания занятий, каникулы и праздники — всё было единым. 

Основной недостаток четвертной системы – разная продолжительность четвертей. Вторая и четвёртая четверти значительно короче третьей. Это не позволяет равномерно распределить учебную нагрузку в течение года. Дети устают и часто болеют. 

Ещё в конце 50-х годов советские учёные обнаружили, что работоспособность учащихся существенно снижается после пяти недель учебных занятий, а потому разработали альтернативный режим обучения — модульный. В такой системе учебный год делится на триместры — три отрезка по 11 недель, которые разбиваются недельными каникулами. Поэтому её часто называют системой «5+1» — пять учебных недель и неделя каникул. 

Эта система более 30 лет назад была введена в некоторых школах Москвы и Петербурга и с тех пор распространяется по всей России. 

Ее часто называют триместровой, но это не совсем точно — в чистом виде триместровая система обучения заключается в длительном периоде обучения без перерыва (12 недель), после которого следуют две недели каникул. В российских школах такой подход не встречается. 

В чём разница? 

При четвертной системе учебный год состоит из 34 учебных недель, однако некоторые из них являются неполными, в связи с праздничными датами. В школе с модульной системой учебный год состоит из 34 (иногда 33) учебных недель. Так что не стоит волноваться о потере учебных дней, программу, несмотря на большее число каникул, школьники успеют пройти в полном объёме. 

К преимуществам триместровой системы относят равномерные периоды учёбы и отдыха, отсутствие непропорционально длинной и изматывающей третьей четверти и более удачный подход к аттестации: ученики получают по оценке за каждый триместр, их легче привести к одной итоговой, чем четыре четвертных или две, полученные за полугодие. Такая система держит учеников в тонусе. 

При этом многие родители, чьи дети учатся по модульной системе, отмечают, что дети меньше болеют в осеннее-зимний период и меньше устают. 

Противники системы отмечают, что детям в средней и старшей школе из-за таких частых каникул сложнее настроиться на учебный процесс, соответственно, страдает качество обучение. Также возникают неудобства у тех детей, которые занимаются в музыкальных и художественных школах, где, по традиции, продолжает действовать четвертная система, а значит, каникулы в них не совпадают со школьными. 

Татьяна Чиркунова, начальник управления образования городского округа Дзержинский: 

— Со следующего учебного года график каникул будет утверждаться Министерством образования региона. Это связано с проведением ВПР (всероссийские проверочные работы) и РДР (региональные диагностические работы). Трудно организовывать такие работы, когда часть школьников учится, а часть — отдыхает. И, хотя право выбрать между четвертной и триместровой системой у школ и муниципалитетов осталось, удобнее на представленный график ложится именно модульный подход к обучению. 

Кроме того, продолжительные осенние и весенние каникулы расхолаживают учащихся, им трудно вернуться в учебный процесс, а короткие (не более недели), но более частые каникулы позволяют отдохнуть, не забыв при этом всё, пройденное за учебное время. 

Мы предполагаем, что модульная система позволит детям учиться более эффективно. 

Back to top button