Система «5+1»: модульный подход к обучению планируется ввести в школах Дзержинского
В 2021-2022 учебном году в школах города Дзержинского планируют переход на модульную систему обучения. Чем она отличается от привычной четвертной, и что вызвало такие изменения, решили разобраться корреспонденты газеты «Угрешские вести».
С советских времен школьная жизнь по всей стране строилась по учебным четвертям. Даты начала и окончания занятий, каникулы и праздники — всё было единым.
Основной недостаток четвертной системы – разная продолжительность четвертей. Вторая и четвёртая четверти значительно короче третьей. Это не позволяет равномерно распределить учебную нагрузку в течение года. Дети устают и часто болеют.
Ещё в конце 50-х годов советские учёные обнаружили, что работоспособность учащихся существенно снижается после пяти недель учебных занятий, а потому разработали альтернативный режим обучения — модульный. В такой системе учебный год делится на триместры — три отрезка по 11 недель, которые разбиваются недельными каникулами. Поэтому её часто называют системой «5+1» — пять учебных недель и неделя каникул.
Эта система более 30 лет назад была введена в некоторых школах Москвы и Петербурга и с тех пор распространяется по всей России.
Ее часто называют триместровой, но это не совсем точно — в чистом виде триместровая система обучения заключается в длительном периоде обучения без перерыва (12 недель), после которого следуют две недели каникул. В российских школах такой подход не встречается.
В чём разница?
При четвертной системе учебный год состоит из 34 учебных недель, однако некоторые из них являются неполными, в связи с праздничными датами. В школе с модульной системой учебный год состоит из 34 (иногда 33) учебных недель. Так что не стоит волноваться о потере учебных дней, программу, несмотря на большее число каникул, школьники успеют пройти в полном объёме.
К преимуществам триместровой системы относят равномерные периоды учёбы и отдыха, отсутствие непропорционально длинной и изматывающей третьей четверти и более удачный подход к аттестации: ученики получают по оценке за каждый триместр, их легче привести к одной итоговой, чем четыре четвертных или две, полученные за полугодие. Такая система держит учеников в тонусе.
При этом многие родители, чьи дети учатся по модульной системе, отмечают, что дети меньше болеют в осеннее-зимний период и меньше устают.
Противники системы отмечают, что детям в средней и старшей школе из-за таких частых каникул сложнее настроиться на учебный процесс, соответственно, страдает качество обучение. Также возникают неудобства у тех детей, которые занимаются в музыкальных и художественных школах, где, по традиции, продолжает действовать четвертная система, а значит, каникулы в них не совпадают со школьными.
Татьяна Чиркунова, начальник управления образования городского округа Дзержинский:
— Со следующего учебного года график каникул будет утверждаться Министерством образования региона. Это связано с проведением ВПР (всероссийские проверочные работы) и РДР (региональные диагностические работы). Трудно организовывать такие работы, когда часть школьников учится, а часть — отдыхает. И, хотя право выбрать между четвертной и триместровой системой у школ и муниципалитетов осталось, удобнее на представленный график ложится именно модульный подход к обучению.
Кроме того, продолжительные осенние и весенние каникулы расхолаживают учащихся, им трудно вернуться в учебный процесс, а короткие (не более недели), но более частые каникулы позволяют отдохнуть, не забыв при этом всё, пройденное за учебное время.
Мы предполагаем, что модульная система позволит детям учиться более эффективно.