Православие

О помощи родителям и значении числа 40

Беседы с иеромонахом Филаретом, насельником Николо-Угрешского монастыря

— Читаю про праздник Вознесения, о том, что Бог вознесся на сороковой день после крестной смерти. И вдруг понимаю, что в православии очень многое происходит именно на сороковой день. Почему? и как это связано с усопшими?

— Исправлю сперва небольшую неточность: Христос вознесся на сороковой день, считая не со дня смерти, а со дня Своего воскресения, поэтому мы и празднуем Вознесение на сороковой день после Пасхи. Но как ответить на ваш вопрос точно и по существу — не знаю. Действительно, 40-дневный (а иногда и 40-летний) период времени нередко упоминается в Священном Писании и встречается в церковных установлениях. В течение 40 дней прибывала вода во время великого потопа, 40 дней Моисей был на горе Синай, когда получил от Бога десять заповедей, 40 лет странствовал народ израильский в пустыне прежде чем войти в землю обетованную. На 40-й день после Рождества Богомладенец Иисус, согласно с ветхозаветным законом, был принесен Своей Пречистой Матерью в Иерусалимский храм и встречен там праведным Симеоном — это событие мы отмечаем, празднуя Сретение. После Своего крещения от Иоанна Христос 40 дней постился в пустыне, и только после этого был искушаем диаволом.

Во всех этих случаях мы воспринимаем число 40 как некий символ полноты, как период времени, в течение которого человек (или даже народ) подготавливается к событию большой важности, созревает для нового, иногда судьбоносного, поворота на своем жизненном пути.

— Очень хочу помогать своим родителям-старикам, но они отказываются от помощи, мотивируя тем, что не хотят обременять. Чувствую себя виноватой и злюсь. Как быть?

— Ну, во-первых, не злиться. Слава Богу, что состояние здоровья и возраст позволяют вашим родителям с чем-то справляться самостоятельно. Попросите, чтобы они позволили вам помочь хотя бы в том, что для них уже трудно или непосильно.  Любовь, как пишет апостол Павел в первом Послании к коринфянам, не бесчинствует, не раздражается, а главное — не ищет своего, т.е. не настаивает на своем, не спорит, не принуждает, но ищет другие способы прийти к согласию, из которых самый действенный (и чаще всего забываемый) — молитва.

Back to top button