О помощи родителям и отношении к йоге

Продолжение общения с иеромонахом Филаретом, насельником Николо-Угрешского монастыря.

— Очень хочу помогать своим родителям-старикам, но они отказываются от помощи, мотивируя тем, что не хотят обременять. Чувствую себя виноватой и злюсь. Как быть?

— Ну, во-первых, не злиться. Слава Богу, что состояние здоровья и возраст позволяют вашим родителям с чем-то справляться самостоятельно. Попросите, чтобы они позволили вам помочь хотя бы в том, что для них уже трудно или непосильно.  Любовь, как пишет апостол Павел в первом Послании к коринфянам, не бесчинствует, не раздражается, а главное — не ищет своего, т.е. не настаивает на своем, не спорит, не принуждает, но ищет другие способы прийти к согласию, из которых самый действенный (и чаще всего забываемый) — молитва.

— Православная коллега по работе выложила в рабочий чат агитацию туров в Абхазию для групповых занятий йогой и медитацией с меткой «рекомендую». Я — человек не церковный, во многом беру с нее пример. Но тут у меня сработал тревожный сигнал внутри. Как православным относиться к йоге и медитациям?

— Ваше настороженность по отношению к йоге вполне оправдана. Йога и христианство основываются на противоположных началах, имеют различные и взаимоисключающие представления о жизни, Боге и человеке, ставят перед собой разные цели и, соответственно, предлагают разные пути их достижения.

Таинство христианской веры коротко можно описать так: Бог, в Троице покланяемый, спасает нас от греха и смерти в Господе Иисусе Христе, Сыне Божием, воплотившемся, умершем на кресте и воскресшем; верующие в это через крещение становятся общниками крестной смерти и воскресения Христова, и через самоотверженное следование путем Христовых заповедей, получая на это благодатную силу в Церковных таинствах, приводятся Богом к вечной и блаженной жизни в Небесном Царстве.

Цель йоги — путем физических, а еще более ментальных, медитативных упражнений и практик добиться независимости от воздействия существующей вне и в нем самом реальности, от желаний и мыслей, от содержания своей души и своего сознания, т.е. в конечном счете остановить, прекратить жизнь своего «я»,  чтобы ценой этой утраты выйти из бесконечного круговорота перерождений, которые являются, по его верованиям, кармической неизбежностью для всякого человека.

Соответственно несхожи практики медитации и молитвы. Молитва это общение человека с Богом, личности с Личностью, живого с Живым, слышащим и отвечающим. Медитация — способ замкнутого сосредоточения в самом себе. Медитирующий не выходит за свои пределы, замыкается в своем одиночестве и ищет в себе самом состояния безличного и абсолютного покоя.

Могут возразить: теперешняя практика йоги далеко отошла от своих религиозно-идеологических основ и стала всего лишь оздоровительной процедурой, частью здорового образа жизни.

Что ж, может быть отдельно взятые упражнения и могут рассматриваться в контексте укрепляющей или лечебной физкультуры, но чем более системный характер приобретают занятия йогой, тем более эта системность требует  объединяющей идеи, и тем более заметной становится ее противоположная христианству идейно-религиозная основа.

Back to top button