Край непуганых зайцев

Эколого–краеведческая группа «Классная компания» из лицея №3 со своими педагогами Галиной Кузнецовой и Ольгой Коваль совершили экспедицию на территорию национального парка «Паанаярви», который находиться на севере Карелии и граничит с Финляндией.

Мы идем вдоль реки Оланга, в которой, как в зеркале, отражается противоположный берег с роскошными елями. Путь наш лежит к водопаду Киваккакоски. И вот издалека начинает нарастать шум, вначале невнятно, потом звук перерастает в грохот, как будто взлетает вертолет. Нам открывается причина этого грохота — самый   мощный нерегулируемый водопад в Карелии. Ежеминутно  пятьсот  кубометров воды падает с высоты 12 метров.  Вид падающей воды, шум, брызги и радуга вызывает восторг, дух захватывает от такой природной силищи.  Водные потоки врезаются в каменные глыбы, образуя водовороты. И над всем этим грохотом синее – синее небо.  Хочется петь!

«Паанаярви» — уголок практически нетронутой дикой природы. Здесь можно любоваться ошеломительными видами с горы. Можно дивиться красоте и мощи здешних водопадов. Можно дышать кристально чистым воздухом и наслаждаться тишиной и единством с природой. Можно не моргая смотреть на отражение в воде и ежиться, когда туман заполняет все пространство вокруг.

Часть парка оборудована для посещения, но наибольшие его территории – это зоны для особого изучения и максимального невмешательства в природу. Поэтому здесь можно увидеть, прочувствовать ее такой, какой она была создана. Это ли не прекрасно?  Удивительный край!  Мы побывали на самых интересных маршрутах нацпарка. А сколько научных фактов мы узнали об истории, природе и животных парка от начальника отдела по экопросвещению Анастасии Викторовны.  Но все по порядку.

Команда не доехала всего каких-то пятьдесят километров до полярного круга и «осела» на базе со сказочным названием «Вартиолампи».  Путь был непрост: 28 часов на поезде, пять на автобусе, а еще три пограничных кордона.  Карелия встретила «класснокомпанейцев» грибным дождем, радугой и зайцем, который с удивлением смотрел на нас и даже не думал убегать. Внимательно глазел черными глазками за всей нашей суетой. Убежал, конечно. Удивительно, но мы несколько раз  встречали его окрест нашей базы.

Условия на Вартиолампе, самые первобытные – отсутствие электричества и сотовой связи, вода из реки, дом деревянный, а костер — не бутафория, а «прибор» для приготовления еды. И самый первый мастер–класс от Анастасии Викторовны  по разжиганию огня. Ребята научились выбирать правильную сосновую полешку для розжига и поддерживать огонь. Наша команда  разновозрастная, ребятам от 10 лет до 15, и от умения каждого зависит наше благополучное проживание. Надо сказать, что городские мальчишки достаточно быстро освоили костровой процесс. Каждый день топили баню, а в дождливые дни прогревали наш дом печкой–буржуйкой. Барышни  освоили приготовление макарон по-флотски и борща на костре. Всем нам предстояло прожить неделю без цивилизации и  всегда рядом была дружеская поддержка, доброе слово и юмор.  А еще были дежурства, каша на сгущенке, самые вкусные блинчики на огне и  закопчённые  котелки. И все хотелось узнать, изучить, научиться тому, чего никогда ни делал, получше узнать друзей, с которыми хочется общаться, петь под гитару и смеяться. А  вигвам, где можно играть практически до полуночи… Ночи же белые!

Погода на севере Карелии очень переменчива, мы  привыкли к дождю и нашей повседневной одеждой стали резиновые сапоги и теплая куртка. А гулять в лесу одно наслаждение. Идёшь и наслаждаешься великолепием северной природы! На самом деле здесь хорошо в любую погоду. И хотя  периодически капал дождик, но от этого была такая свежесть в лесу, что просто невероятно! Этот воздух хочется есть большой ложкой и еще закатать с собой в банку, чтобы потихонечку откупоривать ее холодными зимними вечерами и, вдыхая, погружаться в счастливые воспоминания. От произрастания в лесу кладонии, это такой ягель, который на первый взгляд кажется мягким, но нет – он хрустит, поэтому по нему нельзя ходить, (долго восстанавливается) лес белый, светлый и прозрачный. А среди белого  ковра из лишайника  выглядывают красные подосиновики и коричневые шляпки боровиков. Каждая экскурсия по лесу оборачивалась полным ведром грибов. Мы их варили, жарили и даже пытались сушить.  А какие росли мухоморы на нашей поляне.  Просто красавцы!

В природном парке мы не просто туристы — мы волонтеры.  Наше задание состояло в помощи парку в оформлении экологических троп. Сильная половина нашей команды, наши парни, разносили тяжелый брус для оборудования мостков через заболоченные места. Все маршруты в парке оборудованы по принципу «сухие ноги». А это километры и километры досок. А девушки  в это время вели мониторинг гнезд  муравейников. На небольшой, поросшей кустарником территории насчитали 54 муравейника. Наши труды были отмечены благодарностью  от администрации парка и записью в волонтерских книжках.

Визитная карточка Карелии – это, конечно же, водопады. Красавца-богатыря Киваккакоски мы увидели в первый же день нашей экспедиции, а теперь нам предстояло знакомство с другим водопадом. К сожалению, нам не повезло с погодой с самого утра. На горизонте не наблюдалось ни малейшего просвета. Мы надели все самое теплое, захватили дождевики и морально приготовились к дождю. Но, все равно были в приятном предвкушении встречи с полюбившимися местами! До озера «Паанаярви» мы доехали на «пазике». На причале ждал очаровательный кораблик «Оланга». Мы отправились в путь! Несмотря на холодный ветер, который продувал на скорости, ребята выходили на палубу, полюбоваться видами, хотелось поближе рассмотреть пролетающие мимо островки, каменные берега и тайгу, окутанные туманом. Водные путешествия всегда манят. Они обладают волнующим духом свободы и приключений. А вода озера черная и бугристая – ветер надувает. А еще озеро   очень   глубокое.  Максимальная глубина  128 метров!  Это тектонический разлом земной коры. Именно из-за своей глубины озеро называют «Северный Байкал». А погода все еще мрачновата…

По пути к водопаду мы проплываем мимо одной из достопримечательностей парка – скала Рускеакаллио. Скала высотой 60 метров над водой, красно-коричневого цвета. На скале произрастают многие редкие растения, а на самом верху, оказывается, живут сапсаны – самые быстрые птицы в мире.

Водопад Мянтюкоски – настоящий красавец!  Девяти метров высотой, пятиступенчатый,  стройный, как джентльмен в шляпе. Ну очень  живописный. Не зря эти места во все времена привлекали сюда художников и поэтов. Вдоль водопада можно подняться по специально оборудованной лестнице и посмотреть на него с разных площадок. Само место – сказочное! Вокруг фантастический лес: остроконечные ели, поросшие «бородатым» лишайником деревья, белоснежный ягель, красные ягоды брусники. Здесь совершенно не хочется спешить. И, конечно, не хочется уходить.  Но нарастающий ветер и усиливающийся дождь возвращает нас обратно на кораблик в теплый трюм и в обратный путь. Когда мы прибыли к причалу в парке, на небе уже не было плотной завесы туч и светило солнце. Стало даже жарковато в наших «тулупах». А мы снова в наш лагерь, где вечерний костер и печеная в золе картошка. Как жаль, что это наш последний вечер в Карелии… Но приключения продолжаются.

На обратном пути…

Утром, собрав весь наш многочисленный скарб, погрузились в автобус и к подножию горы Кивакка. Это ее вершина манила нас с поляны, то заливаясь солнцем, то тая в тумане. Мы начали путь к ее вершине через магический лес.   Путь до вершины разной трудности и сложности. Через болота и другие непроходимые участки проложены деревянные мостки-дорожки. Имеются и лесенки на крутых подъемах. Ближе к вершине несколько мест без лесенок, где нужно  приложить немного усилий, поднимаясь на скалу. В целом, если не спешить, то этот путь доступен каждому.  А идти лучше не спеша.  Смотреть под ноги, вокруг себя и фотографировать.  Остановиться, чтобы послушать тишину, разбавляемую только чириканием каких-то птичек. Остановиться, чтобы потрогать удивительный лишайник, которым окутаны ели, словно одеялом. Посидеть среди болота на скамеечке. Выпить воды из ручья, который вытекает из болота. Пить можно, вода чистейшая. Мы пили!  И тогда в полной мере можно ощутить то единение с природой, ту ее дикость, за которые ты обязательно влюбляешься в Паанаярви.

К вершине идти около двух часов. И здесь ярко выражена высотная поясность. Переход таежной зоны в тундру угадывается появлением удивительных деревьев, корявых и низкорослых и часто растущих не в высь, а в ширину, цепляясь корнями за скальники.  На вершине горы — тектоническое озеро. Местные жители говорят, что видели на снегу у озера след Йети – снежного человека. На горе Кивакка расположено самое большое количество святилищ — скопление сейдов. Саамы почитали не сам камень, а живущий в нем дух божества, помогающего в жизни: особенно при болезни  и в путешествии.  Ну и, конечно, пейзажи! Как их можно не упомянуть. С вершины открывается великолепная панорама на одно из самых красивых озер – Пяозеро и бескрайнюю тайгу. Горизонт кажется недосягаемым. С вершины мы рассмотрели нашу поляну Вартиолампи, где мы были счастливы всю неделю. Красота, открывающаяся с Кивакки, заставляет забыть все трудности подъёма в гору. На вершине горы возникает ощущение полета и абсолютной свободы. Каждый участник нашей экспедиции может  заявить – кто побывает на вершине горы Кивакка, сможет сказать, что видел самые красивые виды во всей Карелии! Находясь в парке, ты действительно ощущаешь  себя несколько иначе, чем в любом другом месте. Все наше пребывание в «Паанаярви» обогатило нас физически и морально, каждый что- то новое узнал о себе и своих товарищах, о дружбе и доброте.

А мы ловили ветер на вершине горы и на прощание   положили монетки саамскому поклонному камню.  Мы обязательно к тебе  еще вернемся, национальный парк «Паанаярви»!