Сохраняя память и зажигая сердца

В сентябре текущего года Культурно-эстетический центр города Дзержинского отмечает свой 25-летний юбилей. В течение месяца здесь пройдут выставки, которые познакомят посетителей с творчеством преподавателей и воспитанников студий, сокровищами музейного фонда.

КЭЦ встречает своих гостей ухоженным двором с аккуратными силуэтами елочек – сейчас и не вспомнить, что четверть века назад здесь был заброшенный детский сад с обгоревшими беседками и деревьями. Годы заботы и вложенный труд преобразили здание. Кстати, к юбилею КЭЦ получил подарок от депутата городского Совета депутатов Николая Михеева: зданию обновили фасад и заменили уличное освещение во дворе.

Переступив порог КЭЦ, посетитель погружается в атмосферу готовящегося праздника. Вот слышится аромат трав с нотками березы и полыни. Это благоухают работы Ольги Кёниг, сплетенные из трав. Ее персональная выставка под названием «Осенний комплимент», разместившаяся в холле, — словно подарок от самой осени.

В выставочном зале кипит работа – сотрудники монтируют выставку «Между прошлым и будущим», посвященную 25-летию КЭЦ. Из музейных запасников извлечены картины городских художников. На стене у рояля — автопортрет Николая Горлова, вдоль стен в ожидании заботливых рук стоят полотна Федора Ступникова, Валентина Огольцова, Виктора Дикова, Георгия Макарова, Александра Майорова. Над камином расположились акварели Владимира Леликова. Яркими пятнами горят картины Николая Желтушко и Николая Буртова.

Некоторые из этих «старожилов» встречали гостей КЭЦ еще в 1996 году, когда учреждение открывалось. Тогда городские художники Валентин Огольцов, Михаил Рогожин, Георгий Макаров, Леонид Рябов, Юрий Устинов, Евгений Михайловский во главе с руководителем городской студии изобразительного искусства при ДК «Вертикаль» Виктором Диковым передали часть своих творений в дар новорожденному центру. А в 1998 году в его стенах еще одной выставкой отмечали 70-летие студии.

В витринах организаторы бережно размещают исторические документы. Здесь и постановление о создании Культурно-эстетического центра, и первое свидетельство о его регистрации, подписанное первым главой города Дзержинского Виктором Доркиным. Рядом соседствуют зримые результаты 25 лет работы: награды, дипломы и, как иллюстрация успехов, экспонаты, сделанные руками студийцев и их наставников с выставки «Шедевры и шедеврики».

Четверть века назад в учреждении были две студии детского творчества. Обе ранее работали при НИХТИ (ныне ФЦДТ «Союз»). Руководитель студии «Чебурашка» Наталья Костина к тому времени уже 20 лет занималась с ребятами изготовлением и росписью глиняной игрушки. Галина Медведева тоже не первый год обучала созданию мягкой игрушки в «Звездочке».

Годы шли, но старейшие студии продолжали жить, хоть педагоги и менялись со временем. Сегодня юные дзержинцы продолжают заниматься в КЭЦ лепкой и шитьем. В 2014 году «Чебурашку» возглавила Надежда Громыко — на юбилейном стенде представлена ее работа: шахматы, расписанные в гжельской стилистике. Сейчас дело продолжает Мария Нгуманова в студии «Теремок».

«Звездочкой» руководит Надежда Иншакова. И каждый душой болеет за свое дело. В этом году Надежда Дмитриевна подарила центру восемь шкафов витрин. Тремя пополнили зал народных промыслов, а еще пять поставили в студиях.

В 2005 году в КЭЦ открылась студия батика «Шелковый ветер» Ларисы Горобец. Ее воспитанники достигли больших успехов. Три года подряд они выигрывали гран-при областного конкурса «Юные таланты Московии». В 2019 году награду и стипендию губернатора получили Александра Ненишева и Татьяна Еремина; в 2018 и 2017 победителями стали дети особой заботы Денис Афанасьев и Александр Кузнецов. Жюри оценивало их росписи по ткани наравне с другими работами, и уже после того, как были объявлены результаты, узнало об особенностях юных художников. Такие успехи студии, по мнению заместителя директора КЭЦ Елены Егоровой, стали возможны, в том числе, и благодаря переезду «Шелкового ветра» в 2015 году на Спортивную, 16, где ранее базировалась студия изобразительного искусства ДК «Вертикаль». Сотрудники КЭЦ своими силами привели зал в порядок. За счет собственных средств поменяли входные двери, установили домофон, сигнализацию. Здесь же нашли статую работы итальянских мастеров конца XVIII века, которую жители называли «Римлянка». «В 60-х годах прошлого века художники от слова «худо» решили писать ее по частям, — с улыбкой рассказала Елена Викторовна. — Но и обезглавленная, без рук, она все равно прекрасна. Увидеть ее можно в зале на первом этаже, рядом висит фотография, датированная 1935 годом, показывающая, какой красивой была статуя в полном ее величии».

За годы работы в КЭЦ появлялись и исчезали различные кружки. Переломным стал 2014 год, когда был взят курс на то, чтобы сделать учреждение домом для как можно большего числа студий. В результате сейчас здесь работает 16 студий. Среди них есть долгожители — это «Мастер» Галины Шлыковой, которая занимается с воспитанниками резьбой по дереву. Одна из ее учениц Мария Спивак участвовала в Дельфийских играх в составе команды Московской области и заняла шестое место по России. Еще один воспитанник — Алексей Сундуков — получил премию губернатора Московской области Андрея Воробьева за коллекцию резных часов «Метаморфозы времени».

Работают в КЭЦ и две студии изобразительного искусства: «Арт Мастер» под руководством Дмитрия Шабунина и «Палитра» Марии Нгумановой. Дизайном и прикладным творчеством воспитанники учреждения занимаются с Ольгой Телицыной.

В КЭЦ можно заниматься не только прикладным творчеством. В студии академического вокала «Голос» под руководством Ольги Антиповой взрослые и дети учатся оперному пению. Ольга Анатольевна является победителем различных престижных конкурсов, и ее воспитанники тоже делают успехи. Музыкальным развитием детей от четырех лет в студии «Голосок» занимается Ирина Осинская. Ее ученики учатся петь, играть на фортепиано. Еще одна студия — «Академический хор», им руководит Руфат Низамов. Он же ведет занятия в студии театрального творчества «Этюд» и руководит Музыкально-драматическим театром. Этот коллектив практически каждый месяц выступает в КЭЦ. В исполнении его солистов звучат классические произведения русских и зарубежных классиков. Например, «Травиата» Джузеппе Верди и «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова. «Сотрудничество с МДТ позволяет нашим воспитанникам, достигшим успехов, выступать в его составе на площадках Москвы. Когда я вижу в отчетах, что два-три человека из студии «Голос» приняли участие в таких выступлениях театра, я понимаю, что мы выполняем свою миссию», — утверждает заместитель директора КЭЦ Елена Егорова.

Для лиц с ограниченными возможностями в КЭЦ существует студия «Белая птица». Ее участники занимаются пением с Ольгой Антиповой. Шьют полезные для дома вещи с Надеждой Иншаковой. Делают сувениры с Ольгой Телициной. Занятия выбирали вместе с представителями городского общества инвалидов во главе с Людмилой Назаркиной, чтобы была интересна и сама деятельность, и педагоги. Помимо этого, в КЭЦ по средам с 16.00 до 18.00 с детьми особой заботы занимаются лепкой и дизайном.

Реализуется на базе центра и программа «Активное долголетие». В рамках программы с этого года по вторникам Надежда Иншакова будет вести студию шитья. Чтобы присоединиться к студиям нужно прийти на занятия с социальной картой и зарегистрироваться у преподавателя. По программе проводятся занятия в студиях «Академический хор» и в театральной студии «Этюд».

Поднимаюсь на второй этаж. Знакомство с творчеством воспитанников продолжается. На лестнице – работы художников по шелку. А в залах краеведческого музея — обновления, с которыми КЭЦ пришел к юбилею.

Начало краеведческой экспозиции КЭЦ, посвященной истории города Дзержинского, положила Инесса Васильевна Антонова, тогда еще в стенах ДК «Вертикаль». Когда был открыт Культурно-эстетический центр, то, согласно задумке первого главы города, музей переехал туда. С тех пор он пережил несколько концептуальных переустройств. По мнению заместителя директора Елены Егоровой, приобрел наиболее удачный формат, поскольку сейчас его могут посещать большие группы от 15 до 30 человек.

А в 1996 году здесь были несколько скромных экспозиций, повествующих об истории монастыря и окрестных деревнях, трудкоммуне ОГПУ №2, ТЭЦ-22, ФЦДТ «Союз». Теперь их число и наполнение расширилось, появились такие разделы как «Первая мировая», «Подвиг иеромонаха Филофия», «Волшебное зеркало», «Поселок». Обновлены экспозиции, посвященные трудовой коммуне и героическому подвигу дзержинцев в Великую Отечественную войну, где открыли раздел «Дети войны».

На стендах, посвященных Первой мировой войне — фотографии земляков, их приносили жители города. Рядом фотографии австрийских пленных, находившихся в монастыре. Благодаря изысканиям в музее города Богородска (Ногинска) появился стенд, посвященный иеромонаху Филофию, который был насельником Николо-Угрешского монастыря. Он вместе с богородским полком ушел на фронт полковым священником. Попав в плен, спас знамя полка, обмотав его вокруг себя. По первоначальным данным Филофий считался пропавшим без вести, но потом в документах монастыря была найдена запись о том, что после войны он вернулся в обитель.

Чуть поодаль расположилась экспозиция, посвященная истории монастыря и окрестных деревень Денисьево, Гремячево и Кишкино, в которой красуется швейная машинка фирмы «Зингер» 1901 года выпуска. Она попала сюда в качестве подарка от жительницы Богородска. Приехав в музей КЭЦ по программе «Активное долголетие», гостья так впечатлилась подвигом иеромонаха Фелофия, что решила подарить КЭЦ артефакт, который уже почти купил у нее «Мосфильм». Тут же рядом стоит один из первых экспонатов — большое зеркало в ореховой оправе, которое по легенде попало в город из усадьбы Орловых.

В экспозиции «Поселок», посвященной послевоенному периоду, расположился комод, который подарила посетительница из Балашихи. Мебель того времени производилась артелями, поскольку вся промышленность была переориентирована на нужды фронта. Здесь же можно увидеть керосинки, на которых варили обеды и ужины, — методист КЭЦ Сергей Галактионов начистил их до блеска. «Когда у юных посетителей спрашиваешь, что это такое, они зачастую отвечают – спутник! — и удивляются, когда узнают, что на этом приспособлении готовили еду», — рассказывает Елена Егорова. Руководитель студии «Этюд» Руфат Низамов приобрел для музея эбонитовый телефон, сделанный в послевоенные годы.

В том же зале можно увидеть и книги по истории города. В 2014 году совместно с литературным объединением «Угреша», Валерием Арефьевым КЭЦ начал работу над материалами, посвященными городским ветеранам. К 70-летию Победы была издана книга «Все для Победы», а также четыре ветеранских альбома «Победители». Совместно с Союзом художников Подмосковья написана галерея портретов наших ветеранов. А сейчас в КЭЦ собирают материалы для ветеранского альбома, посвященного участникам локальных войн, «афганцев». «Мы очень хотим, чтобы родные этих людей поделились с нами их историями. Понимаю, что для многих это тяжелые воспоминания, но об этом все равно надо рассказывать, как мы говорим о Великой Отечественной войне, чтобы о ней не забыли следующие поколения», — отмечает заместитель директора.

В ходе работы над ветеранскими альбомами были собраны материалы о пяти коммунарах. В 2022 году исполняется 95 лет второй трудкоммуне ОГПУ. Появилась необходимость дополнить книгу «Коммуна в Николо-Угреше», над этим и ведется работа. «В предыдущей книге были представлены биографии художников Николая Горлова и Виктора Сорокина. В новой редакции будет добавлен материал о художнике Федоре Ступникове. Также уточнили и расширили главу о руководителе коммуны Павле Степановиче Перепелкине. Краевед Елена Николаевна Егорова уточнила многие факты о поэте Ярославе Смелякове, работавшем ответственным секретарем газеты «Дзержинец», — отметила Елена Викторовна.

В этом году в фондах музея появилась цифровая версия газеты «Дзержинец», которая выпускалась в Болшево, а потом и в поселке Дзержинского. При поддержке благотворителей удалось выкупить цифровые копии подшивок за 1937, 1938, 1940 и начало 1941 годов, хранящихся в библиотеке имени Ленина. Также в 2021 году в экспозиции появился фотоаппарат, выпущенный в 1935 году трудовой коммуной, расположенной в Харькове, — аналог ФЭД, который делали у нас. Здесь же можно увидеть скульптуру писателя Максима Горького, переданную из ФЦДТ «Союз». Еще один интересный экспонат — патефон со штампом ТК №2, подаренный управляющему коммуны Павлу Степановичу Перепелкину. Тут же и музыкальные инструменты, выпущенные на фабрике при коммуне, и гармонь руководителя хора «Тыловые подруженьки» Нины Кульковой.

В 2001 году, когда улица Советская обрела новое имя – имя прославленного академика, дважды Героя Социалистического Труда Бориса Жукова, — в центре открылся его мемориальный кабинет. В 2006 году после трагической гибели первого главы Дзержинского Виктора Доркина был воссоздан и его кабинет, отражающий значимость этой личности в истории города. Не так давно его кабинет-музей пополнился: здесь появились материалы к 25-летию принятия Устава города Дзержинского, публикации, как город шел к получению самостоятельности, номера журнала «Российская Федерация», где печаталась история восстановления Николо-Угрешского монастыря.

Нельзя не сказать и еще об одной экспозиции, которая находится на первом этаже – «Народные промыслы». В ней и знаменитая богородская игрушка с движущимися частями, и коллекция глиняных игрушек Натальи Костиной, и коллекция кукол из разных стран. Представлены каргопольская, дымковская, ковровская, филимоновская игрушки. Есть экспонаты, расписанные в гжельской технике, из коллекции Виктора Доркина. Часть игрушек — подарки из городов побратимов. Выделяется витрина с деревянными скульптурами, которые подарил центру столичный мастер Альберт Леонардов.

Экспозиции КЭЦ известны за пределами нашего города – здесь любят и умеют проводить интересные экскурсии и мастер-классы. Одна из любимейших, например, «Жили-были», посвященная крестьянскому быту. Примерить лапти – пожалуйста! Отведать прямо из печи ржаной каравай с черной солью — да. Плюс узнать подробности крестьянского быта, теперь уже такого далекого от современного жителя: подержать в руках деревянные ложки, кованый утюг, осознавая, каким сильными были девочки в пять лет, которые гладили им белье. Увидеть первую стиральную машину — рубель, — стиравшую и гладившую белье одновременно. Такие экскурсии очень интересны детям.

…КЭЦ – островок городской истории. Не пожалейте времени, посетите его экспозиции, посмотрите на родной город сквозь призму времени, остановившись буквально на час. И поймете, как любимы и дороги были и есть эти места поколениям бабушек и отцов, как много интересного кроется за повседневными, казалось бы, предметами.

Более 15 лет Культурно-эстетический центр возглавлял Юрий Бизяев. Под его руководством развивались творческие студии, расширялись музейные фонды, в том числе и художественные: от 20 картин до 150.

Еще при Юрии Сергеевиче сотрудники КЭЦ организовывали экскурсии по городу и монастырю для школьников, горожан и гостей. И сегодня в КЭЦ продолжают развивать туристическое направление. «Аллея искусств» на День города – их рук дело. В самом учреждении проходило множество персональных выставок. Одна из первых была посвящена творчеству Валентина Александровича Огольцова. Большое внимание горожан заслужили вернисажи художников Геннадия Провоторова, Игоря Хамраева, Мансура Саттарова. С большим успехом проходили выставки восковых фигур. И сегодня продолжаются славные традиции. Ежегодно весной в КЭЦ проходит выставка педагогов и студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Грани реализма». А в 2021 году сотрудничество решили расширить и в академии взяли на реставрацию картину из фондов центра.

В годы, когда центром руководил Юрий Сергеевич, учреждение стало домом для городского литературного объединения, здесь проводились творческие вечера городских писателей и поэтов. Также была организована Школа юного краеведа и экскурсовода, в образовательных учреждениях проводились исторические олимпиады в форме игры «Что? Где? Когда?» по краеведческой тематике, а воспитанники студии резьбы по дереву мастерили заготовки с контурами стены Николо–Угрешского монастыря для «угрешских пряников».

Под началом первого директора Юрия Бизяева и художественного руководителя Натальи Костиной КЭЦ участвовал в международных, всероссийских, областных и городских выставках. Пять лет подряд учреждение становилось лауреатом фестиваля народного творчества «Мастера». В его копилке благодарственные письма от председателя комитета по туризму Московской области, от Министерства культуры. Были завоеваны дипломы и серебряная медаль губернатора за участие в выставке «70 лет Московской области», а Наталья Борисовна награждена премией областной думы.

Иван ФЕДУЛОВ

Back to top button