Мы будем волноваться, а вы играйте!

Первого октября традиционно отмечается День музыки. Мы все причастны к этому празднику, поскольку, как известно, «нам песня строить и жить помогает». В нашем городе немало специалистов, которые приобщают к музыке наших детей, можно сказать, всем нам прививают музыкальный вкус.

Татьяна Петинова — преподаватель фортепиано дзержинской музыкальной школы. Когда-то обучалась в этой самой школе в далеких 70-х, затем, получив образование, вернулась в родную школу и трудится на посту преподавателя с 1997 года. С большой теплотой отзывается о коллективе: «В нашей школе 42 учителя. Большинство из них – педагоги с высшей категорией. Все – настоящие труженики, — говорит Татьяна Викторовна. — Хочется дать детям как можно больше, раскрыть таланты, показать, на что они способны, чего сами о себе пока не знают. Научить их слушать музыку, понимать ее. Ведь не все наши воспитанники в результате становятся музыкантами, но если останется любовь к музыке, стремление находить в ней душевный отклик, то жизнь будет легче и счастливее». Вот такие непростые задачи, по мнению Татьяны Викторовны, стоят перед педагогами музыкальной школы.

Для кого-то музыкальное образование, которое считается дополнительным, становится основным направлением в жизни. Педагог поделилась, что каждый год кто-то из выпускников поступает в профильные образовательные учреждения, решив связать свою профессию с музыкой. «Это очень приятно, когда ученики продолжают твое дело. Один из моих воспитанников, например, в этом году заканчивает четвертый курс консерватории, — поделилась педагог. – Те, кто не становятся профессиональными музыкантами, часто приходят, будучи взрослыми, и рассказывают, что на базе своих коллективов, учебных заведений создали ансамбли и играют для души. Это тоже нам, педагогам, очень важно. Значит, не зря, значит, музыка с ними осталась».

Есть и такие, кто бросают, не выдерживают нагрузок, ведь с каждым годом учиться становится все сложнее. Тут, по мнению Татьяны Викторовны, очень многое зависит от родителей. «Сейчас дети очень загружены, а музыка требует большой домашней подготовки. И если родители помогают своим детям правильно организовать время, контролируют, подсказывают, проявляют интерес – это многого стоит. Контроль – это то, что поможет добиться успеха», — считает учитель музыки.

Рассказывая о своих младших воспитанниках, педагог улыбается, с пониманием относится к их потребности находиться в постоянном движении – а здесь ведь нужно проявить усердие, научиться быть усидчивым и внимательным. «Поэтому, — говорит педагог, — приходится на уроках с ними играть. Причем не только в музыкальные игры, но и в прятки порой».

И все же музыкальную программу никто не отменял, произведения необходимо подобрать каждому, чтобы работать над ними, добиваясь исполнительского мастерства. «Часто мы ориентируемся на их мнение. Проигрывая произведение, смотрим на реакцию – нравится, не нравится. И если ребенок говорит: да, я буду это играть, значит, это его произведение, — поделилась учитель. – Конечно, подбирая программу своим воспитанникам, мы учитываем их способности и возможности, стараемся давать произведения по силам, но часто присоединяем те, что «на вырост», чтобы развивать эти самые способности, увеличивать возможности, расширить горизонты, так сказать. Важно отметить, что то, что дала природа, сразу видно. Все разные – кто-то музыкальный, а кто-то техничный, то и другое вместе редко встречаются. Над техникой мы кропотливо работаем на протяжении всех лет обучения».

Результаты работы преподавателей-музыкантов подводятся на академических концертах, зачетах. Этот момент особенный, потому что связан с выходом на сцену, демонстрацией своих умений перед публикой. А это, как известно, вызывает много волнений. «Конечно, многие на сцене теряются. Выйти и держать на себе внимание – это очень сложно, — поделилась педагог. – А бывает, хоть и редко, что люди на сцене словно родились. Чаще те, кто может и хотел бы показать свои способности, скованы стеснением. Но я хочу отметить, что без творческого волнения выходов на сцену не бывает, оно обязательно должно присутствовать. Если же волнение в переизбытке – то это уже невроз, который мешает. Чем чаще человек выходит на сцену, тем лучше, вырабатывается привычка. Поэтому очень важно практиковать. Ребята, как правило, справляются. Выходят, и у них на сцене получаются лучшие выступления. Педагоги ведь тоже волнуются за своих воспитанников. Поэтому перед их выходом обычно говорим им так — мы будем волноваться, а вы играйте!»

Духовное обогащение музыкой

Еще одна педагог, с которой нам довелось пообщаться, трудится на протяжении вот уже девяти лет в Детской школе искусств. Елизавету Грызунову знают все дети музыкального отделения, потому что она «два в одном» – концертмейстер и учитель по классу фортепиано.

— Елизавета Александровна, почему решили стать учителем музыки?

— За меня решили (смеется). Преподаватели и родители. Просто вели по пути музыки. Не могу сказать, что мечтала стать учителем музыки. Всегда хотела играть сольно или в ансамбле. В детстве у меня был хор из кукол, вот на них отрабатывала педагогические навыки, а еще на младшей сестре.

— Где получали музыкальное образование?

— Сначала в дзержинской музыкальной школе, тогда директором был ее основатель Аркадий Максимович Олешкевич, моим преподавателем была Нина Ивановна Ступакова. После школы было Пушкинское музыкальное училище, затем ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

— Как концертмейстер вы часто выступаете с детьми на конкурсах. Наверно очень волнительно?

— Очень! Всегда как в первый раз. Это особое дело – всех успокоить: детей, родителей, себя. Важно правильно настроиться. Но участие в конкурсах — это колоссальный опыт, рост профессиональный, душевный, духовный. Выступление на сцене перед публикой рождает уверенность в себе, своих силах, помогает оценить свои способности, окрыляет, дает стимул заниматься дальше. Умение работать вместе – тоже важный аспект, как и общение с другими коллективами: оценить их способности, сравнить со своими…

— Как дети воспринимают классику, можно ли научить ребенка чувствовать музыку?

— Можно. Я бы даже сказала, что это наша цель – педагогов-музыкантов. Есть ведь такие дети, которые тянутся, слушают, обсуждают, делятся впечатлениями. Надо больше беседовать с детьми, расширять их музыкальный кругозор, общение с классической музыкой просто необходимо детям.

— Расскажите о своих музыкальных предпочтениях?

— Люблю творчество Рахманинова и Бетховена. Их произведения пропитаны такой мощной энергетикой, обогащают духовно! Поступала в вуз с «Апассионатой» Бетховена, а заканчивала «Вторым концертом» Рахманинова.

— Часто встречаются талантливые дети? Расскажите о них.

— Много талантливых. Часто вспоминаю Алешу Шадрунова, он – вокалист. Пел на конкурсах так, что жюри рыдало. Открытый, любознательный, ответственный и очень способный. Все призовые места всегда принадлежали ему.

— За что любите свою работу? Без чего невозможно добиться результатов?

— За творчество, за выражение своих чувств через музыкальные произведения, за то, что вижу лица детей, которые хотят творить! Обучение игре на фортепиано — это колоссальный труд, как, впрочем, и в любом другом деле. Здесь должен работать слаженный коллектив: преподаватель-ученик-родители. Об этом нужно говорить сразу, как только ребенок приходит в школу. Если будет помощь и участие родителей в музыкальной жизни ребенка — результат будет обязательно.

Вообще, пианист — это призвание. Здесь не обойтись без желания трудиться и самообразовываться. И, конечно, без гениальных педагогов, которые сопровождают. У меня были такие — Нина Ивановна Ступакова и Эммануил Александрович Монасзон. Их любовь и умение преподавать сделали свое дело!

Татьяна ШИРМАНОВА

Back to top button