Время перемен

Всемирный День психического здоровья отмечается ежегодно 10 октября.

В этом материале собраны высказывания разных представителей этого возраста о «странном» поведении взрослых, при этом их имена по понятным причинам не раскрываются. Выделенный текст — цитаты опытных педагогов и психологов, объясняющие суть подростковых переживаний.

Переходный возраст — кошмар для родителей. Многие начинают его бояться сразу после рождения малыша. Так что же такое переходный возраст, чем он страшен и каково самим подросткам переживать это трудное время?

С научной точки зрения подростковый возраст человека протекает с 14 до 20 лет. По мнению психологов, это время изменений: гормональных, физиологических, психических.

Говорят подростки:

«Быть подростком — это ужасно. У тебя меняется настроение по десять раз за день. А взрослые с умным видом говорят: это гормоны. Когда тебе плохо так, что выть в голос хочется, это не помогает».

«Рассказываешь им о том, как тебе тошно, а они рукой машут: это возраст, пройдёт. В следующий раз, когда бабушка на давление пожалуется, я тоже так скажу. Крику-то будет».

Согласно мнению психолога Эрика Эриксона, основная задача этого возраста — самоопределение, становление идентичности.

Говорят подростки:

«Приходишь в школу, там говорят: вы уже большие, должны знать как себя вести. А потом задаёшь на уроке серьёзный вопрос, а тебе: вам ещё рано об этом думать, или как ты, ребёнок, можешь спорить с учителем? Так маленький я или большой? Нельзя ли определиться!»

«Сначала говорят, что ещё ничего не понимаю, не могу даже выбрать, в чём мне пойти в школу. А потом, что я взрослый человек и должна нести ответственность за саму себя, младших братьев и будущие экзамены. И все это могут сказать в одном разговоре. Причём сами они не видят никаких противоречий».

«Я читал, что в племенах раньше, чтобы стать взрослым, надо было пройти какое-то испытание. Загнал оленя — молодец. И неважно, сколько тебе лет: ты теперь полноценный член племени. Вот бы и у нас так было. А то мне уже исполнилось восемнадцать, а меня до сих пор дома считают за маленького ребёнка».

Подросток решает задачу по отделению от родителей, по преодолению в своем сознании их незыблемого авторитета.

Говорят подростки:

«Я знаю, что у меня хорошие родственники, правда! Но у меня часто бывает плохое настроение, и я могу сорваться просто так и начать кричать, особенно, если они начинают меня к чему-то принуждать. Причём, очень часто это какая-то ерунда, вроде того, что мне нужно что-то съесть прямо сейчас. А мне не хочется именно из-за того, что заставляют. Я, может, голодная, но ни за что есть не стану, пока не перестанут уговаривать. Как будто, если я соглашусь, то это буду уже не я».

«Мы с отцом однажды вдрызг разругались из-за тапочек. Он говорит: «Надень», — а я не хочу, мне и так не холодно. Кричали друг на друга полчаса. Он говорит: «Что ты из-за мелочи препираешься?» — а сам продолжает настаивать. А для меня это не мелочь, мне важно, что я могу сделать так, как хочу. Сам бы и уступил: он же старше, должен быть мудрее».

Американский психолог Стенли Холл называл подростковый период «бурей и натиском». Перед подростком стоит непростая задача: побороть свои страхи, справиться с самим собой и вступить во взрослую жизнь.

Говорят подростки:

«Когда я думаю о том, что мне нужно уже сейчас выбрать предметы, по которым я буду сдавать экзамены, я часто плачу, потому что не знаю, кем я хочу стать. А что, если я ошибусь? Если выберу то, что мне не понравится, к чему я не способна. Неужели, я должна прямо сейчас решить, чем буду заниматься всю жизнь?»

«Я давно уже решил, что пойду в армию, а после этого разберусь. А сейчас бесполезно. Ничего не понятно».

«Нам говорят про экзамены так, словно это конец света, и тех, кто не сдаст, будут расстреливать. Ну не сдам я этот ваш русский. Пересдам потом. Давайте лучше в кино сходим».

Известный психолог Людмила Петрановская отмечает, что иногда в силу внешних обстоятельств или личностных особенностей переходный возраст проходит не так заметно, как обычно, или наступает позже привычного (14-16 лет). Но так или иначе, изменения происходят, и сепарация от родителей необходима.

Говорят взрослые, вспоминая свой подростковый возраст:

«Когда мне было пятнадцать, я поехал учиться в другую страну и жил там целый год. Это научило меня рассчитывать только на себя, самостоятельно планировать свой доход, готовить еду и разбираться с домашним хозяйством. С тех пор, как я вернулся, у нас с родителями, кажется, и не было никаких конфликтов».

«Мы всегда были очень близки с мамой, и я совершенно не умела с ней спорить. Научилась не соглашаться с ней, только когда мне исполнилось девятнадцать. Мы целый год воевали: страшное было время. Но потом снова подружились. Мы можем спорить даже о каких-то важных вещах, но не переставать быть близкими людьми».

Жить с подростком непросто. Быть подростком — ещё сложнее. Внешние и внутренние изменения, страхи и эмоции разрывают юношей и девушек изнутри, мучают их и терзают. Пожалуйста, будьте добры к своим подросткам, и они непременно отплатят вам тем же, когда смогут.

Back to top button