Грех не подняться

Взгляд из березовой рощи

…Мы шли с Виктором Ивановичем Доркиным и ТВ-оператором по песчаному перешейку карьера к березовой роще, золотистым покрывалом устилающей слоеный пирог противоположного берега. Накануне глава спросил: «А вы ни разу и не снимали город с той горы? Что ж вы так?! Тогда вместе сходим! Я вот часто бываю там! Такая панорама на новостройки открывается!»

Октябрьский денек не сказать что был очень уж приветлив, — дул прохладный ветер, но солнце изредка проглядывало сквозь горизонтальные жалюзи осенних туч. Мои полуботинки уже были полны песка, а в голове все крутились мысли: солнечные лучи будут бить в объектив, и картинка получится в контровом свете. Доркин же, как Петр I на знаменитом полотне Валентина Серова, устремленно вышагивал впереди нашей процессии, желая как можно скорее удивить нас, телевизионщиков, потрясающими видами.

И вот мы втроем добрались до цели. Стоя на самом краю обрыва, вглядывались в жизнь города со стороны естественной смотровой площадки. Тогда еще не было квадрокоптеров, и потому панорама Дзержинского с этой высокой точки выглядела действительно необычной. Словно это был макет города, — как игрушечная железная дорога из «Детского мира», столь вожделенная для советских мальчишек: гуськом двигались по Угрешской крошечные машинки, линию горизонта застилал каскад разномастных многоэтажек, справа высились градирни ТЭЦ-22, выпуская из своего чрева облака белого пара, а слева росли белоснежные дома «Фобоса», над которыми медленно вращались башенные краны. Внизу же, в какой-то грязно-желтой песчаной жиже, копошились трактора и бульдозеры. Да, телевизионный ракурс для нас был необычным, и оператор тут же начал со штатива панорамную съемку. «Только посмотрите, какая красота!» — необычайно вдохновенно произнес Виктор Иванович. Признаться, я его восторга не разделил. Кажется, довольно фальшиво поддакнув, пытался разобраться в себе, почему не воспылал таким же чувством радости от увиденного. В моей голове все крутился вопрос: как Виктор Иванович, рожденный и выросший на волжских берегах, в Куйбышевской области (ныне — Самарской), может так искренне восторгаться этими видами? Обычный кусок города, сдобренного промышленным пейзажем! Да еще эта техника, ползающая в желтой грязи, ну никак не добавляла романтического настроения, скорее делала картину удручающей. Умом я понимал, что современный Дзержинский — детище Доркина: и сама Угрешская, которой раньше не было на карте, и эти высотки, и возрождающаяся обитель, и те мечты по развитию города, сложившиеся у Виктора Ивановича в голове. Вот отсюда и два разных взгляда с одной и той же точки. Доркин видел перспективу, он умел заглянуть за линию горизонта, знал, как из обычного города в примкадье сделать жемчужину. Не все успел, но планы простирались далеко, и смотрел он, как я потом понял, с гораздо большей высоты, нежели песчаный отрог с березовой рощей.

Вот и наша сегодняшняя задача — заглянуть за линию горизонта, найти ту высоту, с которой мы сможем необыденно взглянуть на развитие Дзержинского. Это в продолжение темы создания у нас туристического кластера. Я выразил надежду, что наши жители, мои читатели, не останутся равнодушны. И надежды оправдались. Первые отклики пришли, и сегодня я поделюсь ими.

Чугунные столбы с часами

Сразу скажу, что много было сиюмоментного и понятного скепсиса: наладьте лучше ситуацию со въездом и выездом из города, а то как туристов повезете? К сентябрю развязку в Капотне должны построить, и автомобильный трафик побежит гораздо веселее. Впрочем, речь в моих публикациях и не шла, чтобы вот с марта или апреля запустить в Дзержинский поток экскурсионных автобусов. Этому должна предшествовать большая работа, реализация серьезных проектов, направление инвестиций под красивые и оригинальные идеи. К счастью, идеи тоже нашлись. Они позволят не только ублажить наших гостей, но и город сделать более привлекательным для самих горожан, а еще — пополнить бюджет и создать новые рабочие места. Чтобы больше трудоспособного населения не мигрировало в столицу и обратно по утрам и вечерам.

Вот это письмо прислала мне на электронную почту Галина Светлакова, в недавнем прошлом — депутат городского Совета депутатов, эколог ДМУП «ЭКПО», активист генеалогического клуба при городской библиотеке «Найти свои корни». Многие пункты и предложения созвучны с моими, но это лишь подтверждает верность доказательств теоремы превращения города в туристический центр. Галина Николаевна постаралась систематизировать знания и подходы. Привожу письмо целиком.

«Дмитрий Александрович, вы подняли очень важную и многогранную тему о том, ЧТО мы знаем о своем городе и КАК рассказать про его историю, про достопримечательности туристам, своим иногородним гостям, внукам. Излагаю свое мнение.

ЧТО посмотреть?

В Дзержинском есть уже готовые объекты, которые украшают наш город, условно разделю их на блоки. Для туристического бизнеса практически все объекты нуждаются или в благоустройстве, или в оформлении статуса.

  1. Николо-Угрешский монастырь. По нему много доступной информации.
  2. Военно-оборонная тематика.

2.1.ФЦДТ «Союз» имеет сайт www.fcdt.ru, свою газету, а также выставочный комплекс, в котором есть и образцы изделий (например, система спасения космонавтов), и кинозал для просмотра фильмов про предприятие и персонал. Здесь можно провести экскурсии, рассказать про историю и достижения предприятия (организовать регулярные посещения).

2.2. Памятники выдающимся сотрудникам: Академику Жукову, Б.П. Громцеву, мемориальные доски Н.А. Кривошееву, Р. Соркину, А. Бакаеву.

2.3. Ракетный комплекс.

2.4. Памятник павшим воинам в войне 1941-1945 годов, монумент «Скорбящий мальчик» в парке.

2.5. Памятник участникам локальных войн.

Можно организовать туристический маршрут.

  • Природа
    • Москва-река. Отличный вид на нее возле шлюзов. Если сделать там смотровую площадку, да еще увидеть, как шлюз работает, а потом передохнуть на берегу, где летом шатры предприниматели раскидывают для гостей, и можно перекусить – будет место для завершения экскурсии по городу.
    • Лес. На окраине города возле Нового кладбища есть 2,5 га муниципальной земли («морковкино поле»), которое предполагалось использовать под кладбище, там стихийно сформировалась зона отдыха. Гуляют коровы, олени, козы, лошади. Дети их кормят, устраиваются фотосессии. Тут же проходят гонки на мопедах. Есть их прокат. Зимой катаются на оленях, на лошадях. Есть возможность перекусить.

Нужно как-то благоустроить, организовать отдельные зоны для шашлыков и т.д., для контактного зоопарка, парковку, и будет цивилизованное место отдыха (если нельзя использовать под кладбище).

  • Водоемы в карьере. Разрабатываемая тема для отдыха.
    • Карьер как источник песка (полезное ископаемое). Можно устроить туристическую тропу до обрыва за зданием «Сити», зону для фотосессии сделать, рассказать, как добывали, где использовали этот песок. (Краеведение, поделки из разноцветного песка – картины, песочные часы и т.д.)
  • Краеведческий музей.В КЭЦ есть основа для создания краеведческого музея. Здесь можно узнать про коммунаров, увидеть исторические документы, посетить тематические выставки. Но для города с такой интереснейшей биографией этого мало. Нужен полноценный музей с помещениями для хранения экспонатов, штатом сотрудников и т.д.

Предложения:

  1. В администрации города выяснить, какие планы, программы имеются в городе для развития туризма? Какие требования к развитию этой отрасли? Какие финансовые возможности предусмотрены для развития этой отрасли в бюджете города, бюджете области? Как могут помочь предприятия города и инвесторы?
  2. Организовать «Открытый разговор» на ТВ «Угреша» с представителями администрации, КЭЦ, краеведами.
  3. В газете «Угрешские вести» продолжить печатать материалы по истории города в разных форматах. Например, «Сто слов о памятнике» (кто автор, когда поставлен, кому), с фото и адресом.
  4. Проводить регулярные экскурсии по городу и музеям для школьников, пенсионеров (в рамках проекта «Активное долголетие»).
  5. ТВ «Угреша» много раз обращалось к теме прошлого города с различными проектами, продолжите, пожалуйста. Ветераны уходят, разрушаются дома (например, фибролитовые), исчезают улицы… Задержите мгновение…
  6. Выпуск буклетов, магнитиков, пакетов с символикой и достопримечательностями города».

Отклики мои публикации получили и в интернете. Viking50rus сформулировал свои предложения:

  1. Разработка по городу пеших и велосипедных дорожек.
  2. Установка на пересечении улиц красивых чугунных столбов с часами и с названиями улиц в разные стороны на двух языках.
  3. Между монастырской стеной и Москвой-рекой разбить парк типа Кусково, Архангельское с прогулочной зоной к пристани.
  4. Томилинский лесопарк — обустройство входной группы с учетом потребностей всех групп населения.
  5. Карьеры — конечно же, продолжение набережной от «Новых Котельников» до Угрешской, 34, до новой церкви, т.е. два километра. Променад вдоль водной глади.
  6. Пристань Москвы-реки — разработка маршрутов водного транспорта, как туристических, так и рейсовых.

Я благодарен за эти отзывы и предложения. Но… скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. К тому же на чугунные столбы, часы, вывески нужны средства, равно как и на обустройство набережной, парка, подобного кусковскому. А еще — согласие и заинтересованность частных владельцев земель. Под лежачий камень вода не течет, а без полета фантазии и предприимчивости — деньги в городской бюджет. Коломне ведь повезло не только с тем, что у них есть кремль. Где-то в забытых пожелтевших книжках откопали древний рецепт яблочной пастилы, и теперь коломенские сладости — на потоке. Луховицкий огурец стал узнаваемым брендом и прославил этот небольшой городок, находящийся на самом краю Подмосковья. И теперь именно в Луховицы устремляются за огурцами. Не уверен, что они сочнее и ароматнее, чем в Раменском районе или Озерах. Но! «У России три столицы — Москва, Рязань и Луховицы». Памятник огурцу должен окончательно убедить туристов в верности сей поговорки, неофициального слогана луховицкой земли. А у нас?

«На ромашке не гадай…»

Нам пора затеять поиск собственного бренда, символа, без которого Угреша не была бы Угрешей, как Гжель без знаменитого фарфора с синей росписью, как Павловский Посад без цветастых платков или Оренбуржье — без пуховых. Давно предлагаю сделать одним из символов Угреши ромашку. Простую скромную ромашку, которую, кстати, именуют самым русским цветком. В 19-м веке поля в окрестностях нашей обители белели от миллионов соцветий лекарственной ромашки. Крестьяне соседствующих с монастырем деревень выращивали ее на продажу. Как у Чехова сушеную вишню возами отправляли в Москву, так и у нас — ромашку. Сбывали ее известному столичному фармацевту Владимиру Карловичу Феррейну, чья аптека на Никольской славилась своим ассортиментом и качеством лекарств. Даже в советские годы, когда на месте Гремячева, Кишкина и Денисьева сквозь невысокую поросль деревянных домов пробивались многоэтажки, то там, то здесь появлялись на почве островки ромашек — как живая память об ушедшем столетии. Приходили ко мне в программу «Открытый разговор» местные мастера и мастерицы, желающие возрождать народные промыслы, и каждый раз я предлагал воспользоваться этим незатейливым, но столь милым сердцу русского человека цветком. Вот бы нам создать линейку узнаваемых сувениров, чтобы в разных уголках страны не задумываясь восклицали, — это из Угреши!

Из Угреши в Угрешу

… На дворе стояла капризная осень. Хмурым туманным субботним утром мы погрузились в микроавтобус администрации и двинулись в сторону Ярославской губернии. Первый глава В.И. Доркин держал в руках карту (навигаторы еще не вошли в моду), добытую тогдашним директором «Информационного центра» А.Л. Трубициным. Наш «Соболь» направлялся в деревню Угреша Ростовского района. Цель экспедиции — обнаружить общие корни. Я захватил с собой видеокамеру, чтобы запечатлеть поездку и рассказы старожилов. Сразу скажу, что время провели весело, но никаких исторических открытий так и не сделали. Виктор Иванович искупался в стылой воде местной речушки, завел самодельный трактор и «нарезал» на этом драндулете несколько кругов, потом мы долго сидели за гостеприимным столом у деревенской старосты. Сельчане так и не поверили, что к ним приехал глава подмосковного города («нами-то и свои власти не интересуются»), все посчитали нас коммерсантами из столицы, охочими до легкой наживы. Сначала глядели исподлобья и с подозрением, не понимая, в чем наш интерес. Но за глубокими чарками ядреного самогона вперемешку со столичной водкой (мы же заявились не с пустыми руками!) занавес недоверия упал. Расставались уже добрыми друзьями, обнимались и по русской традиции пили «на посошок». Да, мы не разведали новых этимологических значений нашего общего имени, не обнаружили связующих нас артефактов, и все же мы заинтересованно углублялись в историю, в познание прошлого, скрытого в дымке веков. Помнится, я процитировал Сергия Радонежского, благословившего, кстати, Дмитрия Донского на битву с Мамаем: «Не грех упасть, грех не подняться». Виктор Иванович попросил еще и еще раз повторить эти слова, они, чувствовалось, запали ему в душу и заставили серьезно задуматься. Наверное, о том, что годы сознательного забвения многовековой истории — грех, и наша задача — поднять из руин не только саму обитель, но и память о прошлом, сделать ее всеобщим достоянием. Время собирать камни… Поэтому все наши идеи с туристическими проектами — не просто попытка найти новые источники доходов и новый экономический смысл существования города. Это возможность вернуть самим себе богатство нашего прошлого, нашей древней Угреши.

P.S. Тему развития города Дзержинского как туристического центра продолжу, поэтому жду ваших откликов и предложений. Пишите в WhatsApp + 7 903 553 20 25 или на электронную почту bokov.tv@yandex.ru

Дмитрий БОКОВ, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»

Back to top button