
Съемочный павильон под куполом неба, или Угреша кинематографическая
Век в кино!
Свет! Мотор! Дубль шестой! Продолжаю рассказ о том, как можно было бы превратить наш город в туристический центр.
Да, у нас не Голливуд. И воплотить мечту Виктора Доркина,- построить киностудию «Угреша-фильм» там, где сейчас пасутся северные олени и скачут по кругу лошади, к сожалению, не получилось. Тогда, помнится, в Дзержинский приезжали инвесторы и привозили заокеанскую звезду Эрика Робертса. Предполагалось, что он станет лицом этого проекта, а наш киноконцерн будет снимать блокбастеры с участием российских и зарубежных актеров. И до недавнего времени в базе ЕГРЮЛ числилось такое предприятие, — «Угреша-фильм». Увы, на рынок киноиндустрии оно так и не вышло. Но несмотря на это, город Дзержинский все равно можно назвать съемочным павильоном под открытым небом, ведь «кинематографическая» история нашего города насчитывает без малого сто лет! И вот я подумал, почему бы, наряду с другими маршрутами, не предложить нашим экскурсантам и такой: «Угреша-Дзержинский: век в кино». Пусть это будет, как говорят режиссеры, рабочим названием.
Гремячевское лето Игоря Ильинского
1925 год. Прибытие в деревню Гремячево киношной группы из Москвы стало для местных жителей таким же ярким событием, как заселение монастырских построек коммунарами, как первый автомобиль на сельской пыльной дороге, или как первый пыхтящий паровоз, ворвавшийся в наш тихий уголок по новехоньким рельсам. Руководство «Госвоенкино» приняло решение снимать фильм «Когда пробуждаются мертвые» в окрестностях Угреши. Обитель еще сохранила свой прежний облик, в густых зарослях сирени трелями заливались по ночам соловьи, в цветущих яблоневых садах утопали почерневшие от времени срубы, а река Москва искрилась от счастья на полуденном солнце. Так вот, в эту подмосковную идиллию окунулась столичная съемочная группа. Режиссеров и помрежей, кинооператоров и костюмеров, реквизиторов и актеров отправили на постой к местным жителям. Гремячево ожило от феерии впечатлений! Можно лишь представить, сколько было выпито за знакомство самогонки, и сколько романов завязалось в это необычное лето. Среди актеров особо выделялся 25-летний Игорь Ильинский, к тому времени уже служивший в ряде известных московских театров и добившийся успехов в комедийных ролях. Еще бы, его наставниками были Ф. Комиссаржевский и В. Мейерхольд, их постановки пользовались большим успехом у театралов. Впрочем, гремячевцы вряд ли знали об этом, но огромное сценическое обаяние актера, его эмоциональная заразительность не могли не произвести впечатление. Особенно на молоденьких девушек! Правда, по устоявшимся традициям, в своих деревнях не гуляли, и молодой Игорь Ильинский в перерывах между съемками вместе с гремячевскими парнями совершал «вылазки» в соседние села. Жил он в доме семьи Киселевых, и по утверждениям их знакомых, деревенские «ходоки» в компании Игоря Ильинского отправлялись на поиски приключений и местных красавиц «за реку». Говорят, Игорь Владимирович, проживший долгую и яркую жизнь в профессии, ставший именитым актером, любимцем зрителей, долго и не раз вспоминал подмосковное Гремячево и гостеприимство жителей. И нам самим стоит почаще вспоминать это имя, рассказывать экскурсантам, что свою блестящую кинокарьеру народный артист СССР Игорь Ильинский начинал у нас, на Угрешской земле.
А в «немом» фильме «Когда пробуждаются мертвые» Игорю Ильинскому досталась роль Никешки Вонмигласова. Действие фильма, по задумке сценариста, происходит в одном из русских провинциальных городов во время гражданской войны. Местный священник вместе с управляющим имением закапывают в землю графские сокровища под видом похорон племянника. Но племянник, Никешка Вонмигласов, бывший врангелевец, вдруг объявляется. Он понимает, что на своем «воскрешении» можно нагреть руки… Такой вот сюжет комедийного фильма. Кино «немое», и смотреть его нашему современнику не столь интересно, если не считать, что в картине немало видов деревни Гремячево, поймы реки Москвы, панорам Николо-Угрешской обители. А для туристической концепции важно, что почти сто лет назад наш маленький уголок России стал съемочным павильоном под открытым небом, и мы тоже немного причастны к рождению отечественного кинематографа. С Голюбовской горки, на которую, наверняка, поднимался Игорь Ильинский, и можно начать экскурсию в историю «кинематографической Дзержинки».
В массовке – коммунары
На смену «немому» кино пришло звуковое. Герои заговорили, пленка наполнилась шумом улиц, металлическим лязгом ложек и мисок в столовой, гудками и пыхтеньем паровоза, бравурными песнями новой советской эпохи. И первый звуковой фильм, вышедший на экран в 1931 году, про нас, про наше коммунарское прошлое. Лишь отдельные эпизоды «Путевки в жизнь» снимались у нас, зато они полностью соответствовали исторической правде и основывались на реальных фактах: коммунары строили железную дорогу. Причем, в массовке участвовали воспитанники нашей Трудкоммуны №2 имени Ф.Э. Дзержинского. «Сами будем строить железную дорогу, сами ее будем обслуживать. Мустафа будет машинистом!»,- восклицают герои кинокартины. Они воплотили свою мечту в жизнь, построив железнодорожную ветку до Люберец. Трудовой подвиг ребят увековечил режиссер Николай Экк. Фильм повествует о перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти. Премьера его состоялась 1 июня 1931 года в Большом зале московской консерватории, переоборудованной под кинотеатр «Колосс». Да, это была пропагандистская лента от «Межрабпомфильма» (ныне- киностудия имени Горького), снятая, скорее всего, по заказу ОГПУ, курировавшего все трудкоммуны, включая и нашу. Но в фэйковости «Путевку в жизнь» заподозрить точно нельзя, иначе киномеханик коммунарского клуба был бы освистан. Крутили этот фильм в ДК «Вертикаль» часто, как и во всех кинотеатрах страны. Он оказался модным блокбастером молодой советской страны, а на Первом Венецианском кинофестивале в 1932-м году был признан лучшей режиссерской работой. Частица этой победы принадлежит дзержинской коммуне!
Чуть позже было продолжение «Путевки» — фильм «Ангел» (не путать с зарубежными тезками). На роль Жигана был приглашен молодой Михаил Жаров. Весь фильм был снят в нашей трудкоммуне, в поселке Дзержинского, в кадре были настоящие коммунары. Жаль, лента безвозвратно утрачена.
А в 1928 году в нашей Трудкоммуне снимался документальный фильм. Кадры хроники потом пригодились реставраторам при восстановлении Николо-Угрешского монастыря, ведь немалая часть съемок велась в храмах и постройках обители.
«Я готов целовать песок…»
Мерно и мирно стрекочущий звук стационарного кинопроектора был прерван предвоенными, военными и послевоенными годами. Пленку кинематографической истории Дзержинского зажевали великие трагические и драматические события страны. Но вот наступили благополучные шестидесятые, и городская киноэпопея была продолжена. Тушим свет в зале, сеанс нашего рассказа продолжается.
…Зрители хотят чего-то позитивного, беззаботного и веселого. И режиссеры, угадывая настроения, создают легкие эксцентричные музыкальные комедии. Одна из них, по мотивам сказки Корнея Чуковского, частично снималась у нас. «Айболит-66»- яркий остроумный фильм, весело и ненавязчиво рассказывающий о добре и зле, о справедливости и настоящей дружбе. Не только детям, но и взрослым. И снова пригодился наш павильон под открытым небом. Нога режиссера Роллана Быкова ступила на белый песок дзержинского карьера… Говорят, вначале хотели снимать в Бухаре, но дирекция картины сочла, что можно сэкономить финансы, и воссоздать кусочек дикой Африки в ближнем Подмосковье. Ровно через 20 лет Георгий Данелия увидит в нашем ландшафте планету- пустыню «Плюк в тентуре», и съемки фильма «Кин-дза-дза» также пройдут на наших песках.
В 1970 году на съемочной площадке дзержинских карьеров пролилась кровь. Естественно, бутафорская. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов взялись за экранизацию Михаила Булгакова. Две сцены картины «Бег» снимались у нас: сражение с Красной Армией и кошмарные видения Хлудова, роль которого блестяще исполнил Владислав Дворжецкий.
Целая плеяда звезд засветилась и в «Обыковенном чуде» Марка Захарова. Они спустились с кинематографических небес опять же на наш знаменитый кварцевый песок. Дзержинские мальчишки с замиранием сердца следили, как Александр Абдулов выполнял трюки на коне. Сам, лично, без каскадера-дублера! Помните сцену, как Медведь несется на коне к своей возлюбленной? Кстати, наши карьеры — единственное место, где проходили натурные съемки «Обыкновенного чуда». Не обошлось и без приключений. На съемках одного из эпизодов Александр Абдулов и Евгения Симонова начали проваливаться в мокрый песок (они стояли на дне оврага, и, видимо, там близко проходили грунтовые воды). Это было так неожиданно, что актеры вначале не осознали грозящей им опасности, и даже звонко смеялись. Но начав вязнуть по колени, поняли, что самостоятельно выбраться не смогут. На помощь пришли пожарные, находившиеся неподалеку. Они и вытянули звезд кино из песчаной трясины.
1986-й. Перестроечные ритмы зазвучали и на съемочных площадках. Фильм «Курьер» Карена Шахназарова о конфликте двух поколений назвали главным культурным событием года. На белом песке дзержинского карьера пацаны танцуют брейк-данс, символизируя как западные увлечения врываются в нашу жизнь. Коренной житель города, музыкант Дмитрий Юнков убежден, что это было возможно только в кино: в тот период Люберецкий район был оплотом люберов, борцов с заокеанскими веяниями. Фильм «Курьер», кстати, стал для Дмитрия знаковым. В тот момент он проходил срочную службу в рядах Советской армии, и в один из выходных в солдатский клуб привезли только что вышедшую в прокат картину Карена Шахназарова. Она очень отличалась от привычного идеологического репертуара, коим потчевали личный состав. Но «зацепило» кино совсем не этим. Когда на экране плыла панорама песчаного карьера, где мальчишки танцевали брейк-данс, рядовой Дмитрий Юнков увидел крышу родного дома! Тогда не было интернета, и можно лишь представить счастье солдата- срочника. «Курьер» стал весточкой из Дзержинки!
А потом были съемки культовой «Бригады». К нам в город приехала целая плеяда будущих звезд этого криминального телесериала во главе с Сашей Белым, то есть с Сергеем Безруковым. И Сергей дал развернутое интервью съемочной группе нашего телеканала. Он сказал, что роль ему нравится: интересно показать, как простые парни вступили в спор с меняющейся на глазах жизнью, как они наивно считают, что сами становятся хозяевами этой жизни… При этом осознают всю опасность и призрачность своего положения. «Жизнь моя — не дороже этого песка»,- говорит Саша Белый, процеживая сквозь пальцы мельчайшие фракции белого кварца. А потом к нам на студию, в прямой эфир программы Оксаны Домниной «Шоколад», не раз приезжал Муха, актер Сергей Апрельский, запомнившийся жестким спаррингом с Сашей Белым на фоне узнаваемых новостроек Дзержинского. Сергей оказался в жизни совсем другим человеком, нежели его герой из «Бригады»: ранимый и тонкий интеллектуал, любящий классическую литературу и современный театр. Но это Актер, мастерски владеющий чудом перевоплощения. И это его величество Кино, в котором, как в зеркале, отражается время.
Борщ для Александра Петрова
Каждая эпоха выбирает своих героев и свои декорации. В 20- е годы прошлого столетия — это были коммунары, в период «оттепели»- неисправимые романтики и идеалисты, поколение восьмидесятых сменили крепкие спортивные ребята с сомнительным прошлым. Кинематограф становится летописцем жизни нашей страны и, невольно, нашего города.
Вот течет Москва-река от шлюзов вдоль монастыря. Снимается фильм «Борцу не больно…», где одна из главных ролей принадлежит Сергею Шнурову. Вот стройными рядами мимо Палестинской стены Угрешской обители маршируют подтянутые «суворовцы»,- финальную сцену фильма «А поутру они проснулись» по произведениям Василия Шукшина режиссер Сергей Никоненко снимал в нашем городе. Сериал «Атлантида» с Нелли Уваровой почти полностью был снят в Дзержинском.
Кстати, все актеры и режиссеры с теплотой вспоминают съемочные дни в Дзержинском. Например, звезды фильма «Текст» Александр Петров и Кристина Асмус в интервью журналистам делились своими впечатлениями о гостеприимстве местных жителей. «Хочу сказать большое спасибо Дзержинскому, — говорил на премьере ленты Александр Петров. — Снимали ночью в холодрыгу. Местная молодежь приносила нам горячий чай, звала на обед, на борщ. Все было по-домашнему». Именитый актер признался, что сначала дзержинцы смотрели на съемочную группу «Текста» настороженно, но потом все чаще предлагали помощь, а под конец не хотели отпускать. «Низкий поклон городу Дзержинскому»,- резюмировал Александр Петров.
За что режиссеры и продюсеры так любят наш город? Только ли за борщ? В кино и живописи есть такой термин, — уходящая натура. В Дзержинском эту натуру можно «поймать». Здесь удивительным образом соединилось далекое и недавнее прошлое, настоящее и будущее. Поэтому здесь всегда будет звучать команда «Мотор!» Продолжится кинематографическая история, которая может быть интересна не только нам, но гостям и туристам. Давно заметил, когда речь заходит о съемках кино, экскурсанты всегда с благоговением слушают гида. Как, например, на старорижской улице Яуниела, она же Блюменштрассе, она же Бейкер-стрит. В этом уголке латвийской столицы снимались эпизоды фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
Поэтому в нашем долгом разговоре эта статья,- вовсе не «конец фильма», а лишь начало большого сериала, целой эпопеи развития города Дзержинского, как туристического центра.



Дмитрий БОКОВ, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»
Галина Филатова, журналист ТВ «Угреша»