От Девона до Антропогена

Когда взялся за тему развития туризма в нашем городе, казалось все понятно и все на поверхности. А, нет! Читатели дают новые подсказки, где залегают уникальные историко-краеведческие пласты.

Алмазы по почте

На днях по электронной почте получил письмо от жительницы нашего города Лидии Васильевны Нечаевой. Цитирую ее соображения полностью.

«История города Дзержинского, получившего статус города относительно недавно,  в то же время является интересной и по своему уникальной, так как  на протяжении многих минувших  веков и в течение всего  ХХ века на его  территории происходили значимые исторические события, о чем свидетельствуют сохранившиеся  архитектурные и церковные памятники, промышленные объекты,  жилые здания.   Также  своеобразен природный ландшафт города: Москва – река, карьеры с  берегами, образованными реликтовыми песками и песчаниками, образцы которых  можно увидеть в Минералогическом Музее РФ. Соответственно, экскурсии по этим удивительным местам могут представлять интерес для многих людей, интересующихся культурными объектами, историей страны, биографиями выдающихся церковных и культурных деятелей, и также  для любителей прогулок по живописным местам.

Важную  роль  в культурном обустройстве города, и соответственно, привлечению дополнительного притока туристов, может сыграть обустройство музеев, которые, на мой взгляд, целесообразно организовать в бывших монастырских гостиницах – зданиях напротив Николо- Угрешского монастыря. Можно создать несколько музеев:   музей — монастырская гостиница с соответствующими  экспонатами – деревянными лавками, столом, самоваром,  глиняной посудой, иконами в красном углу; музей коммунарского быта – с характерной мебелью, предметами обихода, лозунгами, плакатами, книгами, фотографиями той поры; музей советского быта,  выделив в нем, например, отдельно довоенный и отдельно послевоенный период.

По согласованию с церковными службами монастыря и РПЦ в одном  из реставрируемых скитов на территории монастыря можно организовать музей, посвященный его истории, и в этой связи целесообразно проводить экскурсии, посвященные послушникам, насельникам монастыря, внесшим большой вклад в отечественную культуру:  писателю Дмитрию Благово, философу Константину Леонтьеву, а также духовным подвижникам – Пимену Угрешскому, митрополиту Макарию и др.

По моему мнению, сами экскурсии не должны ограничиваться только территорией монастыря, но и, в зависимости от тематики экскурсий, затрагивать другие интересные объекты на территории города: здание бывшего церковного училища, стадион, построенный коммунарами с упоминанием проводившихся на нем легендарных матчей и   фамилий замечательных  летчиков  и спортсменов – воспитанников спортивных секций города. Также в зависимости от тематики в обзорные объекты экскурсий можно включить образцы фибролитовых домов, наиболее характерных домов более позднего советского периода.

В ХIХ веке на территории монастыря работали некоторые известные архитекторы – Д. Быковский, Л. Каменский  и др. следовательно, экскурсоводы могут рассказать о их деятельности и  показать их творения.

В историческом аспекте интересна взаимосвязь между  Николо-Угрешским монастырем и селами Остров, Беседы, и можно проводить соответствующие экскурсии на эти темы».

Читаешь такие письма, и чувствуешь себя удачливым археологом или счастливым геологом. Начал раскопки на барской усадьбе 18 века, а обнаружил уникальное древнерусское городище. Полез искать месторождение яшмы, а наткнулся на кимберлитовую трубку с алмазами. В письме Лидии Васильевны — их россыпь!

Парк Юрского периода

Оказывается, даже доисторический период может быть интересен жителям и гостям города. Что было на территории нашего города много миллионов лет назад? Девон (а это самый продолжительный период палеозойской эры, 420-358 миллионов лет назад) характеризуется, по мнению ученых, теплым и мягким климатом со средней температурой воздуха 25-30 градусов по цельсию. Появились крупные растения и первые наземные животные. В девонский период территория будущей Угреши представляла собой сушу, лишь на короткое время покрывавшуюся мелководным морем. В каменноугольный период здесь преобладала болотистая суша с бурной растительностью. Затем геологи фиксируют частую смену: то море придет, то снова образуется суша. Затопление земель юрским морем способствует отложению в ее слоях песков. Так что, наши песчаные карьеры, своего рода, парк Юрского периода. С уходом моря мезозойской эры будущий подмосковный регион вступил в фазу континентального существования. Миллионы лет копились кладовые Земли. Нашему Угрешскому краю природа подарила залежи уникальных чистейших кварцевых песков, однородных, мелкозернистых, местами спрессованных в твердый песчаник.

Ах, если бы камни могли говорить! Они рассказали бы местным жителям и туристам, какая необычная флора и фауна царила в наших краях миллионы лет назад. Это было время гигантских растений, животных и насекомых. Например, градирни нашей ТЭЦ-22 в юрский период, по сравнению с динозаврами, не выглядели бы исполинскими сооружениями. Вес громадных рептилий достигал 50 тонн, а их длина- 50 метров! В воздухе парили огромные летающие ящеры,- птерозавры и птеродактили. С изменением климата менялись и флора, и фауна. Последний миллион лет до нашей эры ознаменован на территории будущего угрешского края чередованием нескольких ледниковых периодов. В промежутке между ледниками здесь по-хозяйски расхаживали мамонты, бизоны, овцебыки. Некоторые ученые полагают, что со смягчением климата в наших местах царствовали самые разные обезьяны. Наиболее древних лемуров сменили павианы. Правда, к разочарованию дарвинистов, в человека они не трансформировались. Во всяком случае, на территории святой Угрешской земли таких случаев зафиксировано не было.

Два архимандрита Пимена

Перенесемся в антропоген, и сразу — в кайнозойскую эру, почти что в наши дни, а, точнее, в 19 век. Для нас 150 лет — вечность. Для истории Земли — мгновение! Командировку во времени совершим по заданию Л. В. Нечаевой. Помните, в своем письме Лидия Васильевна упомянула писателя Дмитрия Благово и философа Константина Леонтьева? Поговорим о них, а точнее о том, почему их имена будут любопытны туристам. Узнать про динозавров и мамонтов, много миллионов лет назад топтавших будущую угрешскую землю, означает окунуться в тайны доисторического мира. Открыть для себя имена мыслителей, пребывавших в Угреше, — означает погрузиться в глубины русской культуры. Нет, скорее так — подняться на их вершины! Лидия Васильевна права: рассказывая о богатой истории Николо-Угрешской обители, нельзя хотя бы вскользь не упомянуть о Дмитрии Благово и Константине Леонтьеве.

Религиозный философ, врач, дипломат, публицист, писатель, литературный критик 19-го века, был хорошо известен своим современникам. Он дружил с писателем И.С. Тургеневым, общался с известным доктором В.П. Боткиным, встречался с Грановским, Катковым, Сухово- Кобылиным, знался со многими представителями высшего света. После поездки на Афон и пребывания в Оптиной пустыни, он стал тяготеть к монастырской жизни. В начале ноября 1874 года Константин Леонтьев отправился в Николо-Угрешский монастырь к авторитетному настоятелю архимандриту Пимену (Мясникову). Он намеревался некоторое время пожить в монастырской гостинице, но по совету архимандрита Пимена перешел в келью и надел подрясник. В качестве послушника Константин Николаевич исполнял послушания: носил воду, дежурил зимой на воротах. Окружающие называли его братом Константином. Леонтьев всерьез задумался о монашеском постриге. Однако монастырский труд был не из легких, и Константин Николаевич вскоре оставил Угрешскую обитель.  В письмах к друзьям он признавался, что архимандрит Пимен был «милостив и снисходителен вовсе не по заслугам моим». Будучи человеком внимательным и тонким, настоятель монастыря увидел, сколь тяжела для Константина Николаевича послушническая ноша, и благословил его отдохнуть, «пожить на воле в деревне». Тоска «по жизни и блестящей борьбе» вновь вовлекла Константина Леонтьева в водоворот мирской жизни. Но все же полгода в Угрешской обители не прошли для Константина Николаевича даром. Этот опыт ему очень пригодился, когда в последний год жизни он принял в Предтечевском скиту Оптиной пустыни тайный постриг с именем Климент и переехал в Сергиев Посад. В ноябре 1891 году он был похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

И несколько слов о Дмитрии Благово, коего упомянула в своем письме Лидия Нечаева. Его частенько путают с архимандритом Пименом (Мясниковым), преподобным Пименом Угрешским, и вот почему. Писатель, философ и администратор, выходец из старинного знатного дворянского рода, он в 1867 году принимает решение удалиться от мира в Николо-Угрешский монастырь.

Незадолго до этого он пишет:

Не соблазнил меня свет ложный
Своей мишурной суетой,
Своею пышностью ничтожной,
Своею важной пустотой.

Как и Константина Леонтьева, его принимают послушником. А наставником Дмитрия Дмитриевича становится архимандрит Пимен (Мясников). Следующие тринадцать лет жизни Дмитрия Благово проходят в Угрешской обители. С большой любовью и уважением послушник Дмитрий относится к архимандриту Пимену, называя его «славой Угрешского монастыря». Помимо занятий физическим трудом, Дмитрий Дмитриевич творит: усердно изучает историю обители, работает с древними летописями, наблюдает за текущей жизнью и, как итог, издает в 1872 году «Исторический очерк Николаевского Угрешского  общежительного монастыря». А предисловие к книге подписывает: «Один из меньшей Угрешской братии Димитрий». В стенах нашей обители Дмитрий Благово создает поэму «Инок», а также исторический очерк о близлежащем селе Остров. Чуть позже, в 1880-1883 годах, в «Русском вестнике» Дмитрий Дмитриевич частями публикует биографический очерк о любимом угрешском архимандрите Пимене. Авторство Дмитрий Благово не указывает. Поэтому некоторые весьма ошибочно полагают, что написан он преподобным Пименом собственноручно. И вот еще, почему происходит путаница. В 1882 году в Толгской обители Дмитрий Благово был пострижен в монахи с именем Пимен, а в 1884 году рукоположен в сан архимандрита. Последние годы жизни он служил настоятелем церкви Русского посольства в Риме. Похоронен в окрестностях «вечного города».

Кстати, свой труд о Николо-Угрешском монастыре Дмитрий Благово называл «путеводителем по Угреше для посетителей-богомольцев».

Дмитрий Боков, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»

Back to top button