Часовни Николо-Угрешского монастыря

Часовня в честь «Явления Креста на небе в Иерусалиме» на Новом братском кладбище

В 1860-е гг. в западной части монастыря было организовано преподобным архимандритом Пименом Новое братское кладбище. Вскоре после его устроения, в 1868 г. там была выстроена часовня.

Часовня, ставшая известной благодаря своему уникальному убранству создавалась на частные вклады и освящена 1 октября того же года. Как и Архиерейский дом, строилась из бревен барского дома А.А. Орловой-Чесменской, купленных в селе Остров. Как отмечал Д.Д. Благово, «часовня осьмисторонняя, наподобие небольшой башни, с высокою остроконечною кровлею, темно-синего цвета, оканчивающеюся посеребренною прорезною главою на которой крест также посеребренный и прорезной; по гребням крыши идут узорчатыя посеребренные украшения в роде кружев, около часовни площадка окаймленная невысоким фундаментом из белого камня; над площадкою, как обширный зонт во все стороны спускается железный навес поддерживаемый столбами. В часовне пять больших икон фряжского пошиба, писанных на золоте: 1) Средняя против входа — Сошествие Спасителя во ад; направо и налево: 2) Господа Вседержителя и 3) Богоматери; 4) Распятие Христа Спасителя и 5) Знамение Креста на Небеси, бывшее при царе Константине. Иконы в прекрасных орехового дерева киотах. Над ними стены облицованы лимонным деревом; вместо карниза деревянными выпуклыми словами изображены антифоны восьми гласов. На потолке изображение Св. Града Иерусалима, выполненное резным деревом; под оным земной шар с водруженным в него крестом из кипарисного дерева».

Резное изображение Иерусалима было в 1920-е гг. демонтировано и вывезено в музей «Коломенское». Сейчас хранится в виде восьми резных фрагментов в МГОМЗ. Как доказала Т.А. Островская, эти резные фрагменты, выполненные в XVIII в., «прежде чем стать частью интерьера кладбищенской часовни, являлись элементом другой композиции, а именно сюжета «Распятие с предстоящими», выполняя в ней «роль» Иерусалимской стены, т.е. «задника» Голгофского креста». Возможно, эта композиция «Распятия» венчала иконостас. Т.А. Островской также было высказано убедительное предположение, что эти фрагменты могли в 1860-е гг. вдохновить архитектора на создание «Палестинской стены» в монастыре. Во всяком случае, показательно, что и строительство Палестинской стены, и монтаж этих фрагментов в новопостроенное здание кладбищенской часовни, имели место примерно в одно и то же время. Часовня мыслилась как пространственная икона, являющая чудо явления креста в Иерусалиме.

В этой часовне в 1880 был похоронен преподобный Пимен. Уместно предположить, что при жизни он готовил ее как место своего погребения. К концу 1970-х годов сохранялся только белокаменный цоколь. К настоящему времени часовня не восстановлена.

Часовня в честь Явления иконы Святителя Николая Чудотворца благоверному князю Дмитрию

Часовня, находящаяся к востоку от Никольского собора, построена по проекту архитектора А.С. Каминского в 1893 году и освящена 14 сентября 1893 года. В ряде популярных изданий, выпущенных после строительства часовни еще в конце XIX века, указано, что она размещается на самом месте, где Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая, предвестившая победу русских войск над татаро-монголами на Куликовом поле. Однако это утверждение, по-видимому, не соответствует действительности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что до начала возведения часовни ее место никак не было отмечено. Никакого обозначения нынешнего места часовни нет на фотографиях альбома 1880 года, выпущенного к 500-летию обители. Таким образом, можно с определенной долей уверенности полагать, что явление произошло в ином месте, занимаемом теперь центральной исторической частью монастыря. Прежде всего, в монастырских исторических источниках, памятником событию, положившему начало обители, называется храм, который был воздвигнут на Угреше великим князем по возвращении с Куликовской битвы94. Из этого следует, что и сам Никольский собор монастыря мог отметить собой памятное место, хотя местоположение первого собора точно не определено.

В связи с выяснением вопроса о выделении предположительного места чуда в монастырском ансамбле нельзя так же не упомянуть о другой достопримечательности обители, существовавшей в ней в XIX веке. Это необычного вида шатер на столбах, располагавшийся к востоку от апсиды Никольского собора, запечатленный на фотографии, сделанной до 1894 года на фоне уже выстроенного Преображенского собора. Д. Д. Благово при описании торжеств по случаю 500-летия монастыря сообщает: «Когда ударили к вечерне, он (епископ Можайский Алексий) отправился в собор, а по окончании оной в сопровождении архимандритов и нескольких иеромонахов вышел из собора и в обширном шатре, раскинутом над сосной, на которой находится икона святителя Николая (в память явления, бывшего на сем месте), соборне совершил молебное пение…». Примечательно, что на более ранней фотографии 1880 года у алтаря Никольского собора ни упомянутого шатра, ни сосны нет. Видимо он был сооружен непосредственно перед упомянутыми торжествами после того, как была сделана фотография, вошедшая в альбом. Сосна же могла быть пересажена на указанное место для создания некой пространственной иконы изображающей явление образа святителя Николая, которое согласно преданию произошло на древе.

Из вышеприведенных цитат становится ясным, что в XIX веке точного представления о месте явления образа святителя Николая благоверному князю Димитрию Донскому не существовало. Можно также предположить, что шатер с иконой, который судя по своему внешнему виду был временной постройкой, спустя некоторое время разобрали. Вместо шатра на более удачном с точки зрения композиции нового ансамбля монастыря месте была выстроена нынешняя часовня. По своему назначению она соответствовала прежнему сооружению.

Согласно историко-архивным справкам, часовня выстроена на средства А.И. Осиповой. Представляет собой круглую в плане постройку из кирпича на белокаменном цоколе. Фасады ротонды по всему периметру обработаны большими полукруглой формы окнами, чередующимися с полуциркульными нишами. Оконные проемы и ниши имеют обрамление в виде аркады. Верхняя часть наличников представляет собой архивольты, декорированные рядом зубчиков. По сторонам расположены небольшие пилястры. Первоначально окна имели цветное остекление и были украшены фигурными решетками. В нише восточного фасада размещается памятная надпись. В верхней части размещается пояс из медальонов-кокошников с килевидным верхом. Изначально в них были изображены херувимы. В интерьере у восточной стены под изображением Явления иконы святителя Николая благоверному князю Димитрию располагался небольшой ковчег с частью памятной сосны, возможно, той самой, что во время упомянутых торжеств находилась у апсиды Никольского собора. Часовня перекрыта куполом и увенчана маленькой главкой с крестом. Внутри часовни находилась небольшая водосвятная чаша. Видимо, сюда был подведен водопровод. До возведения Преображенского собора на месте его алтаря, там где некогда был храм Спаса Нерукотворного, находился колодец под сенью на каменных столбах. Благово сравнивает его с фиалами афонских монастырей97. Его можно наблюдать на фотографиях, сделанных около 1880 года и на рисунке иеромонаха Венедикта 1841 года. В связи с упразднением старого колодца новая часовня восприняла также назначение надкладезной.

Эта небольшая постройка, спроектированная автором нового собора, в своем стилистическом решении вполне соответствовала новой архитектурной доминанте ансамбля. Как отмечают специалисты в области истории архитектуры «она служит воплощением в малых формах византизирующего направления в архитектуре». Л.А. Перфильева, развивая тему священной топографии Николо-Угрешского монастыря, отмечает сходство архитектурной композиции часовни явления и часовни Вознесения на горе Елеон в Иерусалиме. Она указывает на этот памятник как на возможный прототип последнего по времени сооружения монастырского ансамбля.

После закрытия монастыря часовня использовалась под различные нужды. Некоторое время в ней размещался морг больницы, находившейся в восточном братском корпусе. Как и все постройки комплекса Николо-Угрешского монастыря на протяжении XX века часовня Явления потерпела значительные утраты и повреждения, которые зафиксированы в архивных материалах института «Спецпроектреставрация». В проекте реставрации отмечается, что «до проведения консервационных работ 1970-х — начала 1980-х годов памятник находился в тяжелом техническом состоянии. В частности, из-за отсутствия кровли интенсивно разрушалась кирпичная кладка конструкций свода и декоративные детали. Полностью утрачены крыльца и ограда около часовни. На своде, под стенами часовни и на месте сломанных крылец выросли большие деревья, разрушавшие своды и фундаменты постройки… утрачена значительная часть наружного декоративного убранства, в том числе настенная живопись, заполнения оконных и дверных проемов, решетки, фигурные переплеты, цветное остекление. Полностью осыпалась наружная штукатурка. Исчезла также целиком отделка интерьера… В плохом состоянии находилась памятная надпись о Куликовской битве и основании Дмитрием Донским Николо-Угрешского монастыря».

Те же материалы сообщают о начале восстановления часовни. «В процессе консервационных работ была устроена кровля, срублены деревья; раскрытые оконные и дверные проемы были заложены кирпичом. Тогда же был прочитан текст памятной надписи на наружной стене часовни». С открытием монастыря в 1990 году реставрация часовни продолжалась в течение 8 лет. 22 мая 1998 года после завершения восстановительных работ и обустройства интерьера она была освящена святейшим патриархом Алексием II. Центральное место в интерьере возобновленной часовни заняла водосвятная чаша из белого мрамора, изготовленная в 1997 году по заказу монастыря в Греции скульптором Стратисом Филипотисом. Ранее в 1994–1995 годах было воссоздано живописное оформление интерьера, выполненное в соответствии с фотографиями внутреннего вида часовни XIX–XX века.

ИГУМЕН ИОАНН (РУБИН)

Back to top button