Учителю от благодарных учеников

В Культурно-эстетическом центре открылась выставка, посвященная памяти Владимира Владимировича Рачко — учителя художников, принявших участие в этой выставке. О впечатлениях, о выставке и человеке, который сыграл важную роль в определении своего пути для живописцев Дзержинского, рассказала его ученица, искусствовед Татьяна Замяткина.

«Владимир Владимирович, человек абсолютной культуры, как о нем говорят его ученики, сумел привить им высокий художественный вкус, грамотность, умение распознать, что ценно, а что не так важно, уважение к традициям старых мастеров, стремление к наполненности смыслом, а главное — любовь к творчеству, к искусству, к жизни», — рассказывает искусствовед.

Владимир Рачко работал в Министерстве культуры и проживал с семьей в Дзержинском. Когда здесь был отстроен новый ДК «Энергетик», он стал руководителем художественной студии в нем, движимый энтузиазмом подвижника и человека, увлеченного идеей. Самой студии как таковой еще не было, и вся нагрузка по оформлению помещения, набору учеников и организации учебного процесса легла на плечи Владимира Владимировича. Для будущих художников выделили просторное и хорошо освещенное помещение на втором этаже метров на 60. ТЭЦ-22 помогла закупить мебель, гипсовые головы и статуи, мольберты, кисти — все необходимое для занятий. Новая студия наполнилась жизнью.

Татьяна Замяткина вспоминает: «Спустя несколько лет, когда мне было четыре, меня привела сюда мама. Я сразу прониклась этой незабываемой обстановкой, запахом свежих красок, людьми, которые здесь появлялись и мимоходом что-то подсказывали, комментировали, давали советы. Я навсегда влюбилась в этот мир, пронизанный атмосферой творчества, труда и дружелюбия». Она говорит о Владимире Рачко, как о подвижнике, преданном своему делу и искусству, который стремился объединить вокруг себя талантливых людей, так же влюбленных в творчество, как и он. Руководитель хотел создать нечто вроде кружка художников — и с этим, по мнению искусствоведа, он успешно справился.

Ученики Владимира Владимировича вспоминают, что были в него влюблены — всем хотелось заниматься под его началом, слушать его рассказы об искусстве, когда он собирал всех вокруг проектора в камерной атмосфере.

Сила искусства

Владимир Рачко продолжает жить в творчестве своих учеников. Самая большая благодарность, которую они могли выразить, — связать свою жизнь с живописью. Сейчас его ученики — маститые художники, каждый из которых прошел свой творческий путь. Они постоянно принимают участие в выставках и состоят в обществе Союза художников.

Выставка в КЭЦ занимает два зала на первом этаже и представлена работами четырех художников: Михаила Пузырёва, Григория Яковлева, Геннадия Труфанова и Евгения Михайловского. Художники пишут в разных стилях, но их творчество объединяет заложенное еще в юности искреннее чувство любви — к русской земле, деревне, быту, к многоголосым краскам и к самой жизни. Работы пронизаны светом и отражают чуткий художественный вкус в построении композиции, в сочетании цветов, в созвучии оттенков, в диалоге персонажей и предметов на холсте.

Полотна лучатся любовью написавших их авторов. Работы исполнены мастерски — мазки, светотени и их цвета, таким образом живописцам удается передать пространство в картине. У одних оно плотное, как на холстах Евгения Михайловского, у других — разреженное, как у Михаила Пузырёва и Григория Яковлева. Ритм их композиции незримо поглощает зрителя, перенося из реальности и мир картины и проживать запечатленные художниками мгновения.

В полотнах Михаила Пузырёва отражена жизнь русской деревни. На его картинах представлены разные времена года со своим характерным колоритом. Смелые широкие мазки живо передают повседневную среду обитания. Выхватывая мгновение, мастер запечатлевает его на своем холсте, заставляя зрителя прочувствовать его внутри себя. Григорий Яковлев и Михаил Пузырёв продолжают традиции русской пейзажной живописи лирического направления, созданного в XIX веке Иссаком Левитаном, Василием Поленовым, Фёдором Васильевым, Алексеем Саврасовым. То, что тогда было новым шагом, сейчас является естественным в пейзажах Яковлева и Пузырёва. Их манера написания очень близка художникам-импрессионистам, что вполне отвечает лирическому пейзажу, для которого характерно ощущение незаконченности. Очень важна и передача настроения лирического мотива. Перед зрителем проходит ряд моментов, выхваченных из природной среды.

Привлекают своим мастерством и натюрморты Григория Яковлева. Палитра, со множеством оттенков и нечетко прорисованным контуром с цветными тенями от предметов восходит к традициям Константина Коровина и Валентина Серова. В простых предметах художник находит красоту и придает им поэтическую огранку. Работы интересны формой из преломляющихся линий и плоскостей, построением цветовой гаммы.

Необычны работы Евгения Михайловского. В своем творчестве он воспевает Восток. Так же, как некогда Рерих, побывав на Тибете, он навсегда проникся его колоритом, который не может не трогать настоящего художника. Насыщенные желтый, синий, голубой, зеленый и объединяющий светло-коричневый передают цветовую палитру Востока. Стоит отметить чрезмерную плотность его живописной манеры, которая переносит зрителя из реального мира в мир фантастический.

На живописных полотнах Труфанова представлены два осенних пейзажа. Художник пишет обобщенно, широкими движениями кисти, раскрывая сложный образ пейзажа. В нем сочетаются и ностальгическая грусть опадающей листвы с пронзительными и щемящими оттенками желтого, и непроизвольная радость, которую вносят в пейзаж теплые оттенки оранжевого и охры. Жанр работ можно определить как пейзаж настроения, рефлексирующий в человеческую душу. По стилю работам подходит термин живописно-пластического пейзажа, сформированного к началу XX века, у истоков которого стоял Левитан. Приятно любоваться изображением спокойной глади воды, опавшей листвы, нависшего неба и отражения крон склонившихся деревьев. 

«Живопись, как музыка, способна пробуждать чувства человека и влиять на его душевные переживания. Палитра красок трогает сердца зрителей, и они улавливают грустные нотки и радостные, умиротворение и тревогу. Взгляд художника помогает увидеть нечто большее в обычных предметах и вещах, в привычных зданиях и пейзажах», — говорит Татьяна Замяткина.

Она вспоминает еще об одном ученике Владимира Владимировича — Викторе Ивановиче Шмарове. К сожалению, его уже нет в живых. После того, как Владимира Рачко пригласили на почетную должность главного художника НИХТИ, эстафету руководителя изостудии в ДК «Энергетик» принял Виктор Шмаров. «Вот к нему-то я и попала, когда меня впервые привела туда мама, и так же заразилась этой любовью. Художником я себя не назову — слишком смело. Но до сих пор рисую и иногда даже выставляю свои работы, — делится искусствовед. — Владимир Рачко был не просто рядовым руководителем изостудии при дворце культуры, он сумел создать атмосферу, без которой уже не сможешь жить, единожды почувствовав. Думаю, именно об этом хотели сказать его ученики, организовывая эту выставку в его память».

Back to top button