Поддержать каждого ребенка

В ноябре 2022-го филиал Комплексного центра соцобслуживания и реабилитации «Люберецкий» переехал в новое здание на Доркина, 6. Это произошло при поддержке губернатора Андрея Воробьёва, администрации Дзержинского и Минсоцразвития развития Московской области. В филиале появилось реабилитационное отделение для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Юлия Валентиновна Карпочева родилась на Дальнем Востоке. Получила образование психолога в педагогическом университете Комсомольска на Амуре. В Дзержинский она приехала к сестре в 1999 году. Дзержинский поразил Юлию, которая до этого успела познакомиться с Хабаровском, Владивостоком, Комсомольском на Амуре, Рязанью: «Когда я приехала впервые, дорога проходила мимо монастыря. Была весна, солнце играло на золотых куполах. Меня впечатлил зеленый город. Мне очень нравятся его жители. Относятся душевно, как соседи».

Она сразу трудоустроилась в городское учреждение социальной защиты. Работала в детском стационаре, центре дневного пребывания для детей. Осталась и после реорганизации, а с переездом филиала в новое помещение занялась новым направлением — трудится в отделении реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мама и сестра Юлии Карпочевой — педагоги. Они поддержали ее, когда та выбрала смежное направление. Подсказывали, делились своими наблюдениями и наработками. Семья психолога тоже уважает ее профессиональный выбор. «Муж и ребенок всегда спрашивают, как у меня дела на работе, переживают, если возникают какие-то сложности. Они всегда рядом. Спасибо им большое», — говорит сотрудница центра.

Новое направление

Хоть отделение реабилитации детей и существует чуть более четырех месяцев, сюда уже обращается немало нуждающихся в помощи. Их разбивают на группы, чтобы охватить как можно больше ребят. «О нас узнают через сарафанное радио, городские СМИ и социальные сети. Детей приводят с разными диагнозами и уровнем развития. У одних диагностирован ДЦП, у других ЗПР, у третьих расстройства аутистического спектра. Мы готовы помочь всем и находим возможность уделить внимание, — отмечает Юлия Карпочева. — Реабилитация должна происходить постоянно, поэтому мы ведем детей до 18-летия, а дальше они переходят в отделение реабилитации инвалидов для взрослых».

По словам психолога, отделение реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ очень востребовано. «Здорово, что при поддержке губернатора Андрея Воробьёва по инициативе городских общественных организации филиал переехал и расширил функционал. Ведь раньше детям приходилось ездить в соседние города. А ведь не у всех есть возможность поехать на машине в Котельники или Люберцы. Добираться туда на автобусе для детей с РАС очень сложно. Они не переносят большого скопления людей. Это травмирует их. Родители очень рады тому, что могут получить бесплатную помощь, не выезжая из города», — отмечает Юлия Корпачева.

В филиале на Доркина, 6, ведут социальную, интеллектуальную и психологическую реабилитацию детей.  Психологическая нужна, чтобы научить ребенка понимать свои эмоции, чувства. Для них проводят развивающие занятия. Типовой программы, которую можно применить ко всем, нет. Каждый ребенок индивидуален: возраст, диагноз, характер, отклик у каждого разный. Наши специалисты подбирают методики в зависимости от особенностей ребят. Каждый диагноз — это определенная характеристика состояния человека. Мы стараемся поддержать каждого, развить, дать ему то, чего не хватает», — поясняет специалист.

Например, для детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, свойственны сложности в социализации. Им трудно найти общий язык, они не знают, как эмоционально подготовить себя к общению с другими детьми. Занимаются и с детками, испытывающими проблемы в когнитивных процессах: памяти, мышлении. «Работа ведется в комплексе. Нельзя зафиксировать только одно направление. У нас трудится команда, и усилия специалистов направлены на реабилитацию, развитие, социализацию и эмоциональную разгрузку ребят. Наш филиал ГБУСОМО КЦСОР «Люберецкий» укомплектован техническими средствами и материалами. Например, есть интерактивная песочница, интерактивные столы — для развития и сенсорной интеграции детей, всевозможные средства физиотерапии. Это необходимо,чтобы они могли развиваться и реабилитироваться играя», — поясняет Юлия Карпочева.

Задача центра — подготовить детей к жизни в социуме. «Многие ходят в сады, на детские площадки. Мы помогаем им реабилитироваться: уметь вести себя, найти общий язык с другими детьми», — рассказывает специалист.

Учиться, чтобы помогать

За более чем 20 лет Юлия успела поработать с разными группами детей. Это и те, кто остался без попечения родителей, и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Сейчас психолог открывает новую сторону профессиональной деятельности — работу с детьми-инвалидами. «Детки у нас все хорошие. Не могу сказать, что мы имеем дело с какими-то клиническими случаями. С ними я научилась терпению, способности фокусировать их внимание», — рассказывает специалист. Как психолог она постоянно расширяет багаж знаний, повышает квалификацию на курсах, вебинарах, обменивается опытом со специалистами из других центров.

По словам Юлии, сложнее всего в работе переключаться между занятиями: «Это требует времени, особенно, если ты полностью отдаешься процессу. Дети разные, приходится порой лишний раз выйти на улицу, может, просто посмотреть в окно». Настроиться на работу ей помогает аутотренинг. «Многие относятся к этому скептически, но у меня работает. Я говорю себе, что у меня все получится. Настраиваюсь на то, что действительно могу помочь, знаю, как это сделать, что нет неразрешимых проблем. Маленькими шажочками мы идем вперед», — отмечает психолог. 

В работе специалиста радует результат. Тот момент, когда у ребенка получается делать то, чего он не мог прежде. Для обычного человека это могут быть незначительные вещи, но для особенных детей они сравнимы с полетом в космос. «Если у ребенка получилось выразить свою эмоцию. Даже просто назвать ее — это уже шажок. Дети эмоционально реагируют на все, но они не знают, что с ними происходит. И когда ты доносишь до них, что это за чувство, как оно называется, что можно принять себя и справиться с ним, а потом видишь, что он использует эту информацию — это радует», — признается Юлия.

Она объясняет, что многие дети с расстройствами аутистического спектра эмоционально нестабильны: кричат, бегают, не могут сконцентрироваться. А на занятиях они узнают, как регулировать свои неудержимые эмоции, и применяют это в повседневной жизни. В результате родители смогут уже договориться с детьми, найти компромисс. Ребенок учится удержать свою неуемную энергию: пережидать, идти на уступки. Это тоже большой шаг для получателей услуг центра. Психолог делится: «Очень радует, когда родители благодарят и рассказывают, что наши рекомендации помогают».

Родитель — помощник психолога

По словам сотрудницы центра, иногда родители хотят волшебную таблетку, которая сделает ребенка спокойным и усидчивым. Но на деле необходима длительная работа со всеми членами семьи. «Мы обучаем родителей: рассказываем, как себя вести, чтобы ребенок закрепил полученные у нас навыки. Мы не только реабилитируем детей, но и помогаем родителям выстраивать отношения с особенным ребенком. Даем им «ключики», чтобы они могли найти общий язык со своими детьми», — поясняет Юлия.

Работа в центре помогает ей раскрывать свое женское начало — в каждой представительнице прекрасного пола живет материнский инстинкт, стремление оберегать и учить. «Каждого ребенка, который приходит к нам, мы воспринимаем как родного, видим трудности, с которыми они сталкиваются, пытаемся поддержать, чему-то научить».

Зарядка творчеством

В свободное время психолог занимается в студии батика «Шелковый ветер». Творчество помогает ей восполнить силы. «Работа с особенными детьми эмоционально и энергетически затратна. И если мы не научимся пополнять свои энергетические ресурсы, то возможно эмоциональное выгорание. Поэтому я нашла себе хобби. У нас целое сообщество. Мы рисуем по ткани, наслаждаемся своим творчеством. Для меня это ресурсное занятие», — рассказывает Юлия Карпочева и обращает внимание на собственноручно расписанный шарф. Ранее она рисовала, пробовала заниматься в спортзале, плавать в бассейне, но творческое направление дало ей больше энергии. «Благодарю нашего руководителя Ларису Горобец. Возможность реализоваться в творчестве очень важна для каждого», — отмечает психолог.

В Международный женский день Юлия желает читательницам «УВ» быть добрее. «Нужно всю энергию направлять не на разрушение, а на любовь и реализацию своих желаний. Желаю всем женщинам, чтобы они не зацикливались на бытовых моментах, а смотрели шире. Если хотите танцевать, петь — делайте это. Если есть возможность помогать кому-то, помните, что это тоже ресурсное направление для любого человека», — отмечает психолог.

Back to top button