Дзержинские педагоги поделились опытом с подмосковными коллегами

Ежегодный региональный научно-практический семинар собрал в гимназии №5 более 150 работников образования из 17 муниципалитетов, включая Люберцы, Котельники, Лыткарино, Домодедово, Зарайск, Серпухов и Чехов.

Тема «Учитель будущего: успешные педагогические практики» близка всем гостям. Ведь их задача — в повседневной работе отвечать на новые вызовы времени.

Пленарная часть заседания началась с видеосюжета о главных достижениях образовательных учреждений Дзержинского за последние годы.

В городе сформированы несколько образовательных комплексов — лицеи №3, №6 «Парус», гимназии №4 и №5, — которые перешли в инновационный режим развития. Цифровая трансформация школ, создание профильных классов и лабораторий, новые современные методы и приемы работы — такие изменения происходят сегодня в городских школах.  Серьезный акцент делается на техническом творчестве — развиваются программирование, 3D-моделирование, прототипирование и робототехника, цифровое телевидение.

Более 80% педагогов уверенно прошли независимую диагностику, показав высокий и экспертный уровни.

Открыла семинар начальник управления образования администрации города Татьяна Чиркунова. Она напомнила, что президентом Владимиром Путиным 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. По ее словам, сегодня большое внимание на государственном уровне уделяется выявлению, поддержке и распространению наиболее ценных инициатив учителей. «Ежегодный городской смотр образовательных учреждений является важным мотиватором для развития наших школ и детских садов.  Победителей ждет публичное признание на августовской конференции», — напомнила Татьяна Ивановна.

О находках из первых уст

Директора образовательных комплексов Дзержинского рассказали о своих ответах на вызовы, стоящие перед системой образования. Каждый говорил о поставленной Владимиром Путиным задаче — адаптировать образовательную систему к современным условиям.

Важность мотивации учеников отметила руководитель лицея №3 Виктория Цыганкова. «Мы хотим, чтобы в младших классах ребенок мог сказать: «Я люблю ходить в эту школу», в средних — «У меня есть любимые уроки, я умею учиться», а старшеклассник был убежден: «Я хочу учиться дальше», — отметила она. Чтобы дети стремились к знаниям, в лицей приглашают инженеров, ученых, политических деятелей, которые отвечают на вопросы ребят. «Мы очень высоко ценим сотрудничество с родителями, научными институтами, лабораториями, которые регулярно помогают в организации фестиваля технического творчества. Он мотивирует ребят на изучение точных наук, заставляет шире изучать предметные области», — сказала директор.

Акцент на цифровую трансформацию образования сделала в своем докладе руководитель гимназии №5 Наталья Викулова. Она отметила, что задача школы — скорректировать у ребенка навыки работы с компьютером и информацией, сделать эту деятельность осмысленной, безопасной и продуктивной.

В 2021 году в гимназии началась интеграция образовательного процесса с электронными ресурсами «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «ЯКласс» и другими. На базе гимназии №5 создан робокласс, закуплено новое оборудование, включая 3D-принтер и робоплатформу. В предметную область «Технология» введены новые модули — компьютерная инженерная графика, 3D-моделирование, робототехника, проектная деятельность и профориентация. Была создана инициативная группа учителей математики, информатики, физики и технологии, приступившая к реализации цифровой трансформации на местах. Педагоги, начинавшие это движение, уже стали опытными наставниками.

Директор гимназии №4 Ирина Шувалова сообщила, что с 2020 года школа является региональной академической площадкой Академии социального управления (АСОУ), обучающей педагогов. В школе созданы студия «Колибри», где дети создают учебные мультфильмы и раскрывают свои таланты, кружок робототехники и школьная видеостудия.

Опытом ответов лицея №6 «Парус» на вызовы современности поделилась его директор Оксана Щемерова. В работе дошкольных отделений здесь используют модуль «Робототехника и LEGO-конструирование». В дошкольном отделении «Жемчужинка» применяют передвижную цифровую лабораторию, интерактивные учебные материалы, обучающие игры, действует мультстудия «Я творю мир». В школе внедряют дополнительные образовательные программы по 3D-моделированию, робототехнике, виртуальной и дополненной реальности, интерактивные комплекты по физике, химии и биологии.

В лицее встали на путь применения конвергентного подхода в проектной деятельности, где мир воспринимается как единое целое, а не через призму отдельных дисциплин. Педагоги различных предметных областей объединились, чтобы помогать детям готовить междисциплинарные проекты.

Благодаря финансированию администрации города, лицеем приобретены фрезерные и токарные станки с числовым программным управлением, шесть 3D-принтеров, расходные материалы к ним, ноутбуки.

Третий год по субботам в «Парусе» функционирует центр технического творчества для заинтересованных детей города. В нем преподаватели и студенты бесплатно ведут занятия по актуальным направлениям. Доцент Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук Максим Григорьевич Карецкий занимается с ребятами программированием, 3D-моделированием, работой на станках с ЧПУ.  

В лицее созданы предпрофильные классы на уровне основного общего образования и многопрофильные — на уровне среднего общего. Несколько лет в рамках работы летнего оздоровительного лагеря на базе лицея действует школа для одаренных детей «Интеллект».

В учебном заведении работают три цифровых офиса. Один из них — производственно-технологический — нацелен на взаимодействие с вузами и колледжами. 

Своими глазами

После пленарной части гости посетили практико-ориентированные учебные занятия и познакомились с наработками своих коллег в деле. Было организовано 18 открытых уроков от педагогов города по русскому языку и литературе, изобразительному искусству, информатике, истории, технологии, математике, физике, праву, английскому языку. Были представлены различные технологии обучения: исследовательская, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, развивающая, проблемная, деятельностный метод. Например, педагоги гимназии №5 продемонстрировали использование цифровых инструментов и ресурсов при проведении уроков. Педагоги смогли поучаствовать в процессе создания профориентационного чат-бота, побывать на уроке математики, где учащиеся используют цифровую платформу и решают сложнейшие задачи ЕГЭ, понаблюдать за процессом создания 3D-моделей.

Участники мероприятия познакомились с новыми приемами, способными увлечь школьников: лавинный опрос, мозговой штурм «с аппетитом», инфографическая пружина, приемы вовлекающего обучения и другими.

Помимо этого, в холле гимназии №5 был организован передвижной музей детских проектно-исследовательских работ. Экспонатами стали лучшие работы обучающихся, отобранные в течение года в ходе фестиваля идей и технологий. На площадке семейных проектов собралось наибольшее количество зрителей: уникальный проект «Марсоход» вдохновил гостей на большую работу в новом году. «Марсоход» снимали на видео, фотографировали, восторгались, говорили о пользе для ребят.

Программу дня завершил аукцион педагогических идей. Его победителям были вручены брошюры с опорным рядом, который поможет раскрыть важные вопросы учебного материала и мотивировать обучающихся на изучение предметной области.

Back to top button