Флаг Дзержинского вернулся из Антарктиды

На полюсе холода символ города находился в течение всего 2022 года во время 67-й сезонной Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Участие в зимовке на станции Восток принял житель Дзержинского Сергей Бракнис. Ему-то и передали знамя от туристского клуба «Вершина».

Свой путь флаг вместе с Сергеем Геннадьевичем начал 1 ноября 2021 года, отправившись на судне «Академик Фёдоров» из Санкт-Петербурга. Потом побывал в германском порту Бремерхафен и городе Кейптаун в ЮАР. 24 декабря знамя прибыло на береговую станцию Прогресс — столицу русской Антарктиды. Полярники недолго погостили там, а 29 декабря прилетели на станцию Восток.

Знамя города Дзержинского подняли надо льдами в Новый год. В это время здесь был полярный день. «Мела пурга, температура была –60 °С. Чтобы лучше держать полотно, я снял перчатку и почувствовал, как пальцы покрываются твердой корочкой льда. Но мы сделали кадры, которые были показаны на ТВ “Угреша”», — рассказал Сергей Бракнис. Он пояснил, что из-за низкой влажности холода здесь воспринимаются не так тяжело, как в средней полосе России. Но даже легкий ветер пробирает до боли.

Сергей Геннадьевич уехал со станции 27 декабря 2022 года, а путь флага домой начался в 2023-м. К этому времени на нем появились автографы одиннадцати участников зимовки. «Я был уверен, что взял его с собой. В моей сумке было специальное отделение, где я всю дорогу хранил кусочек родного города, но во время сборов забыл его убрать. В итоге 10 января 2023 года друзья отправили мне посылку», — признался горожанин. Во второй половине февраля судно отчалило от Антарктиды. В Кейптауне оно было в районе 8 марта. А 24 мая уже прибыло в Санкт-Петербург, где дзержинец и забрал реликвию.

Он планировал вернуть ее турклубу «Вершина» в День молодежи. Но не успел — улетел работать на Дальний Восток коком на рыболовецком судне. Поэтому артефакт будет передан клубу позднее на одном из торжественных мероприятий.

Точка холода

Станция Восток находится внутри Антарктиды. Она расположена в самой холодной точке Земли и одновременно на южном геомагнитном полюсе планеты. Здесь 21 июля 1983 года была зафиксирована самая низкая за всю историю метеонаблюдений температура: –89,2 °C.

Восток стоит на леднике высотой 3 789 м. Основная задача каждой зимовки связана с одноименным подледным озером. «Участники первой экспедиции сначала не знали об этом водоеме. Его обнаружили, когда проводили геологическую разведку. Поскольку панцирь льда, покрывающий континент, намерзал долгие годы, в нем запечатлена история планеты. Доставая керны, ученые узнают, каким был климат миллионы лет назад, какие тогда преобладали бактерии», — объясняет Сергей Геннадьевич. Также здесь ведутся метеонаблюдения, помогающие дать более точные прогнозы погоды.

Участие в зимовке на Востоке принимала небольшая команда из 12 человек. В их числе три ученых: метеоролог, геолог, магнитолог; а также радист, врач, начальник. В сезон приезжали 13 буровиков, которые два месяца работали не покладая рук: доставали керны льда — основной материал для исследований. Ведь лето здесь очень короткое.

За зимовку 2022 года на станции Восток произошло немало интересного. 31 января здесь появилась сотовая связь стандарта 3G. 18 марта был зарегистрирован новый температурный рекорд — максимальная за всю историю наблюдений температура для этого месяца: –17,7 °С. Предыдущий рекорд марта составил –32,6 °C.

В ходе 67-й Российской антарктической экспедиции в районе станции Восток получены образцы возрастом 567 тыс. лет, содержащие уникальные данные о процессах, происходивших на Земле в этот период.

16 декабря 2022 года исполнилось 65 лет со дня основания этой легендарной российской антарктической станции. В том же году положено начало строительству нового зимовочного комплекса. Для этого доставлено 11 тыс. тонн грузов и подведено 14 санно-гусеничных походов протяженностью свыше 30 тыс. км.

Полноправный участник

В экспедицию Сергей Бракнис отправился в качестве повара. Способности к приготовлению пищи у него проявились в детстве, так что над выбором профессии не думал. Сначала он учился в городской гимназии №5, а с 9-го по 11-й классы — в лицее №6 «Парус». Затем окончил Колледж сферы услуг №22, ранее называвшийся Московский экономико-технологический колледж общественного питания. Практику проходил в ресторане гостиничного комплекса Radisson Slavyanskaya. Трудился и в родном городе в ресторане «Кардинал».

На борту судна «Академик Фёдоров» Сергей Геннадьевич работал помощником кока. На станции Прогресс немного отдохнул от непосредственных обязанностей — занимался контролем разгрузки, когда прилетал вертолет с контейнерами. Отслеживал, чтобы продукты поместили нужные камеры, соблюли товарное соседство. Все необходимое на станцию Восток доставляли на санно-гусеничном поезде. Он состоит из специализированной техники, которая едет впереди и расчищает дорогу, а за ней движутся тягачи, транспортирующие грузы для обеспечения жизнедеятельности станции.

«Такой работой я занимался впервые. Мне подсказывал начальник, за что ему спасибо. Все вышло замечательно. Единственное — однажды закружило контейнер под вертолетом. Было страшно видеть такую картину, понимая, что в это время происходит с продуктами. Оказалось, побилась пара банок и было испорчено несколько коробок, но ничего критичного не случилось. Ранее во время плавания мы попали в сильный шторм, когда разорвало стальные прутья, удерживавшие паллеты. Контейнер катался по всей палубе. Пришлось собирать его заново. Спасли все, что могли. В целом при норме потерь на транспортировку в 15% у нас вышло 12%», — рассказал Сергей Бракнис.

Работать поваром во время плавания и в ходе зимовки Сергею понравилось. «Готовить в таких условиях интересно. Здесь нужно уметь находить выход из любой ситуации, обходиться тем что есть, быть самостоятельным. В ресторане со мной были шеф-повар и помощники, а здесь я полностью отвечал за моральное состояние коллектива. Ведь от того, как ты кормишь людей, зависит их настроение», — поделился он.

Арктическая кулинария

Продукты завозятся на станцию раз в год. В 67-й экспедиции 70% закупили в Северной столице России, остальное — в Бремерхафене и Кейптауне. И кое-что брали из старых запасов.

Станция Восток построена через год после ее основания, в 1958-м. И покрыта слоем снега высотой более трех метров. Дорога сюда проходит по снежным тоннелям, которые в 1970-хгодах выкопал полярник Владимир Соляник. Поэтому они называются улица Соляника. В среднем внутри этой пещеры сохраняется температура –55 °С. Продукты питания там практически не портятся. «Мы находили чай, оставшийся с советских времен, а также замороженные консервы 2000 года выпуска. Попробовали и то, и другое. Никто не отравился», — рассказал повар.

Базовые блюда меню — супы, гарниры, котлеты. Основной рацион полярников составляют мясо, рыба, крупы. «Картофель у нас закончился только за полтора месяца до завершения зимовки. Мы постоянно перебирали его, чтобы сохранить, а когда он вышел, иногда использовали остатки замороженного», — вспоминает повар. Из фруктов были зеленые яблоки Гренни Смит, достоявшие до конца, а также консервированные ананасы, персики, клубника и другие запасы. «Я пробовал замораживать апельсины. Использовал их после середины зимовки: делал мармелады, компоты, а потом мы стали есть их без обработки, поскольку они практически не потеряли во вкусовых качествах, только консистенция стала немного мягче», — пояснил Сергей Бракнис.

Повар периодически баловал команду. «Делал стейки из вырезки разной степени прожарки, стейки из кеты. У нас были три большие коробки тигровых креветок. Их готовили на праздники», — рассказал повар. Он радовал коллектив и ресторанными блюдами. Например, на Новый год — салатом «Гнездо глухаря», тортом «Наполеон» и даже жюльеном в специально для этого взятых глиняных горшочках. В свободное время ему помогали участники команды — вместе лепили пельмени.

Каждый день Сергей Геннадьевич включал в основное меню полярников интересные дополнения. По средам — газированную воду, по понедельникам — шоколад, по субботам — в банный день — пиво. В остальные дни могли быть мороженое, выпечка, чипсы, орешки. Кстати, все участники зимовки были членами «Клуба 200»: парилку прогревали до +120 °С, а после выходили на улицу, где был мороз в –80 °С.

На станции есть небольшая гидропонная ферма площадью 2 м2. Там магнитолог Владимир выращивал укроп, петрушку, руколу, кресс-салат, горчицу и томаты черри. Вся команда очень радовались недельным праздникам урожая, которые случались раз месяц. «Я делал вкусный ужин с салатом, и все говорили, будто побывали дома», — делится воспоминаниями дзержинец.

За пределами камбуза

Каждый день станционного повара четко распланирован. Утром выдача завтрака, затем приготовление обеда и заготовок, после — ужин и сон. «Из развлечений был ноутбук, куда я скачал множество фильмов, книг, игр. На станции периодически появлялся доступ в интернет, хоть и довольно медленный. Можно было переписываться в мессенджерах, иногда что-то найти в поисковике. Основным же видом отдыха для всей команды был сон, поскольку в этой точке земного шара человеческий организм постоянно испытывает стресс, — пояснил Сергей Геннадьевич. — Даже если сидеть и ничего не делать, пульс из-за нехватки кислорода будет 100–110 ударов в минуту, так как станция находится на высоте 3 789 м над уровнем моря». Во время перелета с Прогресса на Восток молодых полярников предупредили, что по приезде нужно передвигаться маленькими шажками, не делая резких движений. «Спустившись с самолета, я почувствовал себя хорошо и бодро отправился в сторону зимовки, ощущая себя покорителем Антарктиды. Но через три шага у меня появилась одышка. Я понял, что совершил большую ошибку. В сотне метров от станции у меня все расплывалось в глазах. Я еле волочил ноги. А добравшись до Востока, мы еще три дня приходили в себя — акклиматизировались», — рассказал путешественник.

Сергею понравилась вахтовая работа. И теперь он отправился служить коком рыболовецкого судна на Дальний Восток. «Это хорошая возможность посмотреть мир. В 2022-м я побывал в Германии и ЮАР. Если лететь в тот же Кейптаун туристом, то только билеты туда и обратно обойдутся в 160 тыс. рублей. А лавры участника полярной экспедиции и вовсе бесценны», — считает Сергей Геннадьевич.

Back to top button