Быть твердой, как монолит, чтобы идти вперед

Строители России отметили 13 августа свой профессиональный праздник. В их числе жительница Дзержинского Виктория Силантьева, которая 2 июля отпраздновала юбилей. По итогам 2022-го ей было присвоено почетное звание «Человек года» в номинации «Градостроительство и архитектура».

Чем не повод рассказать о Виктории Эдуардовне и строительной фирме «Фо­бос», которую она возглав­ляет. Это предприятие не одно десятилетие вносит свою лепту в развитие го­рода, не только укрепляя экономику, но и меняя его облик. Белоснежный жи­лой комплекс, располо­жившийся у Томилинского лесопарка и карьеров, стал визитной карточкой Дзер­жинского.

Сильный характер Вик­тории заложил ее отец Эдуард Николаевич. Буду­чи дошкольницей, девочка была очень самостоятель­ной и уже могла что-то при­готовить. Училась очень хо­рошо. Шесть раз в неделю самостоятельно ездила на тренировки по спортив­ной гимнастике, а по вос­кресеньям — на соревнова­ния. Летом — в спортивные и пионерские лагеря.

Виктория хотела стать модельером. Ее тетя Наде­жда была очень хорошей закройщицей и мечтала, чтобы племянница пошла по ее стопам. «У меня до сих пор хранится пода­ренный ею журнал “Бурда моден” 1977 года. Порой я открываю этот толстый каталог и понимаю, что и сейчас модели из него смо­трелись бы прекрасно. Мне очень нравилась эта сфе­ра, но, к сожалению, в тот момент поступить на такое направление было очень тяжело. Мне посоветовали отучиться где-нибудь в ин­ституте три года, а потом перевестись. И я пошла в строительный», — рассказа­ла руководитель ХСТФ «Фо­бос». Учеба ей понравилась, и она решила остаться. А по­сле геодезической практики влюбилась в профессию. И сейчас Виктория Эдуардов­на конструирует дома. «Это великое счастье, когда ты нарисовал здание на бумаге, а потом видишь идею, во­площенную в бетоне! Вот так вместе с Леонидом Николае­вичем Дзядевичем мы сами и конструировали квартиры и дома», — признается Вик­тория Эдуардовна.

Секрет фирмы

Трудовой путь Виктории Силантьевой начался на Люберецком заводе крупно­панельного домостроения. Она очень скоро возглави­ла отдел технического кон­троля и заводскую произ­водственную лабораторию. Внедряла новые технологии изготовления бетонных и растворных смесей, которые позволили удешевить про­изводство, повысив качество продукции. Уже тогда она была убеждена, что будущее строительства за монолитом. Это видение ей удалось во­плотить в союзе в Леонидом Дзядевичем в хозрасчетной строительно-технологиче­ской фирме «Фобос», кото­рая была создана 31 октября 1991 года. Название, по од­ной версии, увидели в газет­ной статье об экспедиции на Марс, а по другой — это аллитерация с английского four boss, ведь предприятие возглавили четыре руково­дителя. Со временем оста­лись Леонид Николаевич и Виктория Эдуардовна, а затем она заняла пост ге­нерального директора. Но неизменным оставалась приверженность технологии монолитного строительства прочных, легких, теплых и просторных домов из керам­зитобетона.

«Как показывает время, эта технология лучшая. Она рассчитана на наш уни­кальный климат, который особенно ярко проявляет­ся в последние годы, когда во время зимних оттепе­лей за одни сутки может произойти четыре цикла замораживания и оттаива­ния, — отмечает Виктория Эдуардовна. — Монолитное строительство было разра­ботано в Советском Союзе, в том числе для сейсмиче­ски опасных зон, например, на Дальнем Востоке. Вместе с Леонидом Николаевичем мы усовершенствовали ее. Сейчас наша фирма един­ственная в России возводит полномонолитные кон­струкции, где все стены, в том числе и наружная, яв­ляются несущими».

За время работы пред­приятия постоянно про­водились новые расче­ты конструкций. Этого требовало и российское строительное законода­тельство, в которое дваж­ды вносили большие из­менения. Ужесточились требования к качеству армирования, к тепловой защите зданий. «Первый дом, который мы возвели, — Угрешская, 30 — имел толщину стен в 45 санти­метров, а сейчас мы строим здания с толщиной стен в 80 сантиметров. Плюс к этому в некоторых местах вставля­ется утеплитель, — поясня­ет руководитель. — Я сама живу в тридцатом доме. Он теплый и надежный, так что всю зиму я оставляю окна открытыми».

Еще в 90-е руководите­ли фирмы много ездили по европейским странам, интересовались, как усо­вершенствовать техноло­гию. «Практически ничего не переняли — мы лучше. Наши строительные нормы и правила намного жестче и ближе к жизни», — уверена Виктория Эдуардовна.

С заботой о жителях

Как и все строительные организации, ХСТФ «Фо­бос» несет социальную на­грузку. В свое время фирма построила новые биоло­гические очистные соору­жения. Передали городу новую поликлинику на Доркина, 6. Недавно пред­приятие выделило помеще­ние под дополнительный офис МФЦ «Мои докумен­ты». Участвует «Фобос» и в расселении аварийных домов, расположенных на площади Святителя Нико­лая.

В начале июля в новом микрорайоне был открыт детский сад «Умка», воз­веденный двумя годами ранее. «Мы строили его по индивидуальному про­екту. Леонид Николаевич ничего не мог делать ти­пового, поэтому вышел та­кой замечательный садик с закрытой прогулочной зоной, шикарным бас­сейном. Дай Бог, чтобы детки там воспитывались и радовались, — говорит Виктория Эдуардовна. — Земля под ним находилась в частной собственности. Но администрация Дзер­жинского и правитель­ство Московской области довольно быстро решили этот вопрос. Большое им спасибо за эту огромную помощь».

В доме 32 по улице Угрешской есть галерея, где расположены кафе, овощной магазин, пред­приятия быта. «Вместе с Леонидом Николаевичем мы так и задумывали, что­бы жителям было удобно. Думаю, по новому законо­дательству первые этажи должны будут сдаваться под социальные объекты, мага­зины и все необходимое для людей», — считает Викто­рия Силантьева.

В своей нише

По словам Виктории Эдуардовны, сегодня фир­ма «Фобос» чувствует себя так же, как и другие россий­ские предприятия. «Квар­тиры продаются: мы всегда держим цены на уровне на­много ниже среднего, при этом выгодно отличаемся технологией строительства и просторными квартира­ми», — поделилась руково­дитель. В самом начале из- за спроса на трехкомнатное жилье фирме приходилось объединять две смежных «однушки». Когда в 1998 году произошел дефолт, в «Фобосе» вернулись к од­нокомнатным квартирам. Но постепенно потребность в большом жилье росла. «Когда мы проектировали 32-й дом, предусмотрели и трехкомнатные квартиры площадью 145 метров — с пятой по девятую секцию. Там были кухни с двумя ок­нами в 30 метров, две ком­наты по 20 метров и одна в 16 метров, огромный ко­ридор и два санузла… В ка­кой-то момент мы думали, что их придется реализо­вывать со скидкой. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что они пользуются наибольшим спросом. До сих пор люди интересуются, почему мы не строим такие. Сейчас делаем трехкомнатные квартиры площадью 122 метра, с кухней в 40 метров и большой комнатой, кото­рую можно разграничить перегородкой. На удивле­ние, их приобретают, как и 90-метровые двушки. Помогает то, что государ­ство дает людям льготную ипотеку в 5–6%. Еще один плюс — вид из окон на ка­рьеры, где отдыхающие ка­таются на лодках. А позднее будет виден и храм», — отме­чает генеральный директор.

Полный вперед

В юбилей Викторию Эдуардовну пришли по­здравить коллеги-стро­ители, представители администрации города, духовенства. «Было мно­го душевных слов. Жела­ли стойкости, завершения начатых дел, чтобы наша фирма процветала и разви­валась… Но было бы лучше, если бы с нами остался Лео- нид Николаевич», — по­делилась виновница тор­жества. За одним столом были и высокие гости, и простые рабочие «Фобо­са». Эта традиция встре­чать праздники всем кол­лективом сохраняется с его основания.

«Леонид Николаевич ис­кренне уважал сотрудников. Простым рабочим он давал возможность получать об­разование и расти. Многие стали таким образом инже­нерами, некоторым учебу оплатило предприятие. Мы сохраняем и соблюдаем все традиции, которые заложил он, — отметила Виктория Силантьева. — Коллектив для нас — практически се­мья. Хотя Леонид Никола­евич был человеком воле­вым, жестким, он не просто знал каждого сотрудника в лицо и по имени-отчеству, а погружался в их пробле­мы. Относился ко всем как отец, как друг. Поэтому у нас и сейчас очень добрые человечные отношения в компании. Практически все, кто работал раньше, остались. Многие, даже те, с кем он обошелся, на первый взгляд, жестко, вернулись, чтобы закончить дело Лео­нида Дзядевича. Они увере­ны, что фирма должна рабо­тать и строить дома».

Руководство серьезной строительной фирмой — задача, которая не каждо­му мужчине под силу. Но Виктория Эдуардовна уве­ренно ведет корабль под названием «Фобос» впе­ред. «Когда Леонид Нико­лаевич написал последнее письмо и передал фирму мне, я не могла предать его дело, коллектив и партне­ров. На протяжении мно­гих лет, практически с са­мого начала мы работали вместе», — рассказала Вик­тория Силантьева. Для нее Леонид Дзядевич — учи­тель, руководитель, друг, заветам которого она сле­дует. «Он рядом с нами каждый день, — уверена его соратница. — Леонид Николаевич всегда гово­рил, что если не вложить душу в дело, ничего не по­лучится. В каждом объек­те, во всем, что делалось, была его душа. И она оста­лась. И в этих домах, кото­рые он строил, в деревьях, которые он посадил, он будет вечно живым».

Back to top button