Духовно познавая мир

Пять педагогов приняли участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в лицее №6 «Парус».

Открывая ежегодный конкурс, главный эксперт городского управления образования Елена Метелева отметила, что он впервые проводится в очном формате.

«Основная цель — укрепление взаимодействия церковных и светских систем образования через выявление и распространение лучших методик воспитания, обучения и внеучебной работы с молодым поколением. В этот раз оценивать работы коллег будут представители управления образования, Николо-Угрешского монастыря и Николо-Угрешской православной духовной семинарии, а также педагоги наших школ», — пояснила Елена Александровна.

Узнать историю церковнославянского языка

Работу «Язык и история. Просветители славянские Кирилл и Мефодий» представила учитель курса «Основы религиозных культур и светской этики» лицея №6 Наталия Кнауэр.

Она рассказала, что на уроках ребята узнают историю церковнославянского языка. У них появляется возможность оценить значение деятельности равно-апостольных братьев для славянских народов. Занятия способствуют формированию нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Изучая нашу культуру, дети расширяют понимание прошлого и настоящего родной страны, находят в истории российского общества связи с традиционной духовно-нравственной культурой.

Раскрасить картинки и погрузиться в историю города

Под руководством педагога-организатора лицея №3 Галины Кузнецовой пятиклассница София Юсупова разработала исторический проект — книгу-раскраску «Угреша–Дзержинский сквозь века».

Галина Ивановна сообщила, что в своей работе юный исследователь отразила историю родного края со времен похода Дмитрия Донского на Куликово поле до наших дней. София выбрала значимые события и нарисовала к ним иллюстрации. Раскрасив их, каждый школьник сможет убедиться, что у Дзержинского неповторимый образ, яркое прошлое, прекрасное настоящее и большое будущее.

«Наш небольшой город красивый и уютный. Его можно обойти за несколько часов и осмотреть все достопримечательности. Весной он утопает в цветах сирени и яблонь, а осенью — в кружеве золотой листвы дубов, берез и тополей.

Духовным и историческим центром является древний Николо-Угрешский мужской монастырь. Однажды я побывала там на экскурсии и прониклась историей родных мест. Меня заинтересовало, что здесь было раньше. Как возник и развивался наш город. Это вдохновило меня на создание раскраски», — такими словами Софии Юсуповой открывается ее книга. В ней не только знаковые вехи истории города, но и малоизвестные факты. Например, о визите Петра I в 1690 году: его флот стоял в селе Остров напротив Николо-Угрешского монастыря. Или о заводе №512, выпускавшем в годы Великой Отечественной войны снаряды для знаменитой «Катюши», о предприятии энергетики ТЭЦ-22, о развитии поселка, о строительстве храма Дмитрия Донского. Все это изложено доступным для детей языком.

В 2022 году работа завоевала Гран-при на VIII историко-краеведческой конференции в Культурно-эстетическом центре.

Соединить несколько уроков в одном

Педагог изо лицея №3 Тамара Михайловская рассказала жюри о своей работе «Труд иконописца». Автор большинства икон храма в честь святого благоверного великого князя Дмитрия Донского на протяжении учебного года проводит уроки-экскурсии в мастерской иконописи. На занятиях она показывает ученикам городских школ приемы работы с художественным материалом, характерные для разных исторических периодов.

Ребята могут попробовать освоить их и погрузиться в историю возникновения иконы. Со слов педагога, на уроках в художественной мастерской затрагиваются вопросы из самых разных областей школьной программы. Это способствует разностороннему развитию детей. Например, как не вспомнить химию, когда учащиеся перетирают пигменты, ведь в арсенале иконописца используются краски, созданные из природных минералов, силикатов, солей, углеродистых пигментов, оксигидрооксидов. Постигаются и художественные концепты, например, золотое сечение — гармоническая пропорция, которую используют художники, архитекторы, скульпторы.

«У нас проводятся занятия, посвященные реставрации. На них мы рассматриваем старинные иконы до, после и в промежуточных вариантах. Дети могут попробовать в работе все материалы и инструменты. Далее ученики становятся участниками художественного совета. После демонстрации иконы, требующей реставрации, ставится задача — определить виды и последовательность реставрационных работ. Импровизированный худсовет справляется с ней, обосновав все этапы и используя профессиональную терминологию. В конце занятий дети могут рассуждать и общаться на заданную тему, что раскрывает их коммуникативные умения и расширяет словарный запас. Так на уроке изо школьники узнают много нового по химии, физике, математике и истории», — констатировала Тамара Павловна.

Делать добро каждый день

На своих уроках учитель основ православной культуры гимназии №5 Нина Патрина совместно с учениками ищет ответ на вопрос «что такое истинное милосердие?»

Как пояснила Нина Павловна, разнообразные материалы и виды деятельности позволяют в процессе обучения решать важнейшие задачи нравственного воспитания детей: понимать смысл слова «милосердие», осознавать суть христианского отношения к ближнему, развивать коммуникативную культуру. Знакомство с песней Светланы Копыловой «Брошенный камень» и мультфильмом «Окно» по одноименной песне-притче, их обсуждение, рассказ митрополита Антония Сурожского, работа в группах, творческое задание «Цветы добра» — все это формирует у школьников активную личностную позицию.

«Ребята получают возможность понять, что дела милосердные в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает. Что добро даже дети их возраста могут делать каждый день, а не ждать какого-то “подходящего случая” вроде “бабушки с тяжелой сумкой”», — прокомментировала Нина Павловна.

Педагог основ православной культуры гимназии №4 Юрий Суворов представил работу под названием «Духовная сила русских героев — надежная опора России. Полководцы и военачальники». Юрий Леонидович считает, что наиболее перспективно преподносить школьникам духовно-нравственные ценности на примере таких великих личностей.

Жюри оценило общую подготовку к муниципальному этапу конкурса, отметило актуальность и значимость работ, а также высокий уровень педагогического мастерства участников.


Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет проводится Русской Православной Церковью совместно с Министерством просвещения при поддержке полномочных представителей президента.

Back to top button