В диалоге между учителем, учеником и родителями
Второй региональный практико-ориентированный семинар собрал в лицее №3 более 80 педагогов из Котельников, Люберец, Лыткарино и Дзержинского 22 ноября.
Как пояснила директор образовательного учреждения Виктория Цыганкова, мероприятие организовано в рамках стажировочной площадки Министерства образования Московской области. Его тема — «Применение медиативного подхода в процессе формирования духовно-нравственных ценностей: перспективы и реальность».
В пленарной части Виктория Викторовна отметила, что задача педагога не только дать ребенку определенный перечень компетенций, но и помочь ему сформироваться как личности. Это невозможно без духовно-нравственного воспитания. Его в лицее №3 реализуют при помощи медиативных техник и практик.
«С 2015 года у нас работает служба школьной медиации. В свое время мы были единственной школой в Московской области, где есть это важное направление. И своим опытом мы поделились на Московском международном салоне образования», — напомнила директор.
Она отметила, что в первую очередь воспитание следует начинать в кругу семьи. Педагоги должны помочь родителям разобраться в моментах, которые кажутся им сложными: подсказать, как преодолеть стресс, как разрешить конфликты, которые возникают у ребенка со сверстниками и взрослыми.
Советник по воспитанию лицея №3 Ульяна Архипова рассказала о современных подходах к воспитательной работе. Она процитировала слова президента Владимира Путина: «Воспитание важнее знаний, поскольку формирует уважительное отношение к себе, близким и Родине».
Докладчик отметила стремительное развитие технологий, усиление информационной нагрузки и рост межкультурного взаимодействия. Все это требует от педагогов новых методов для формирования у учащихся ценностных ориентиров, нравственных качеств и социальной ответственности. Педагог выделила основные направления воспитания. Среди них формирование гражданской идентичности, развитие критического мышления, цифровая грамотность, экологическое воспитание, межкультурное взаимодействие, сберегающие здоровье технологии, творческое развитие, профессиональная ориентация и социальная активность.
На практике гражданскую идентичность, например, развивают через изучение основ государственной политики, участие в социальных проектах и погружение в историю страны. Также лицей проводит патриотические мероприятия, экскурсии и акции помощи солдатам и мирным жителям.
Однако это не все, с чем сталкиваются педагоги, — перед ними встают новые вызовы. Это информационное перенасыщение, снижение интереса учащихся к традиционным формам воспитания, рост уровня стресса и тревожности, разрыв поколений, кибербуллинг. На каждый есть педагогические ответы. Например, эффективными решениями для первых двух стали проектное обучение и игровые методики.
Пленарное заседание завершила депутат Анна Сорокина, пожелав продуктивной работы.
От учителя — учителю
В практической части представители лицея №3 поделились с коллегами профессиональными наработками.
Педагоги-психологи второго корпуса подготовили мастер-класс «Родительский ресурс: как восполнить и не потерять». На нем Лилия Рахматулина и Ольга Морозова продемонстрировали, как провести самодиагностику, и ответили на вопрос «что делать?».
По теме «Эмоциональное выгорание в семье и на работе: как помочь себе?» мастер-класс провела социальный педагог Екатерина Карпушина. Она рассказала, как поддерживать себя в хорошей форме: занимайтесь тем, что приносит удовольствие, общайтесь с людьми, которые дарят положительные эмоции. На работе важно иметь поддержку коллег и понимание со стороны руководства. В семье — сохранять теплые отношения с супругом и детьми. Избегайте перенапряжения, чрезмерных нагрузок, тревожности, стресса, перфекционизма и завышенных ожиданий от себя. Не стоит жертвовать собой ради обстоятельств. Лучше учиться проходить сложные ситуации с легкостью.
Педагог-психолог Ирина Манина провела мастер-класс «Педагогическая медиация и педагогика сотрудничества». Она рассказала том, как применяется в школе устраняющая конфликты технология медиации, и помогла закрепить на практике навыки слушания, понимания и эмпатии, сотрудничества и равноправия.
Опытный педагог дополнительного образования Елена Нейчева и ее молодые коллеги Александра Франчук и Яна Иванова поделились опытом реализации епархиального проекта «Добрый сад». В ходе мастер-класса они предложили гостям самим изготовить фигуры ангела из лоскутов ткани.
Педагог-организатор Галина Кузнецова познакомила с еще одним направлением воспитательной работы — «Задай вопрос священнику», в рамках которого священнослужители и представители духовной семинарии участвуют в жизни лицея. Например, отец Игорь Маркевич приходит сюда каждую неделю. Ребята поначалу направляли ему анонимные записки и получали ответы на тревожащие вопросы, а сейчас лично просят совета. В работу включилась и супруга настоятеля — медицинский психолог Дзержинской больницы матушка Татьяна Маркевич. Она ведет беседы с ученицами 9–11 классов о ценности человеческой жизни, причем дети могут задать интимные вопросы, которые боятся задать родителям. Психолог сама рассказала о своей работе и провела лекцию, в которой доказала — жизнь человека начинается с момента зачатия. Рассказ о внутриутробном развитии плода она проиллюстрировала наглядными материалами.
Семейный проект «Творческая составляющая духовно-нравственного воспитания» представила учитель истории, ИЗО и МХК Тамара Михайловская. Она рассказала, что в лицее это направление сложилось в методическую разработку — урок, экскурсию и мастер-класс в иконописной мастерской.
Уделили внимание и формированию духовно-нравственных качеств в семье. Как напомнила директор лицея, учреждение стало пилотной площадкой по направлению «семьеведение». Проект реализуется в 10–11 классах — ведет его замдиректора Юлия Кузнецова. Вместе с педагогом-психологом Светланой Анисимовой они рассказали о своей работе и провели мастер-класс.
Педагог дополнительного образования Виктория Краснова провела мастер-класс «Мужчина и женщина. Спор без ссор. Что надо знать?». В нем гостей познакомили с возможностями техники «Я-сообщения», которая поможет предотвратить семейные конфликты.
Победитель конкурса «Воспитатель года — 2024» Марина Дильмухаметова показала, как активизировать мозг и развить интеллект с помощью нейроигр. Они налаживают взаимодействие полушарий головного мозга.
Мастер-класс «Родительский стресс. Как поддержать себя?» провела Валерия Кузнецова. Она мама воспитанника детского сада в составе третьего лицея, кандидат медицинских наук, клинический психолог и арт-терапевт.
Опытом поделился учитель Алексей Комаров — преподаватель одного из ключевых педагогических вузов Москвы. Он читает курс «Методика преподавания в начальных классах» и часто организует мастер-классы для студентов в первом и втором корпусе лицея №3. Практикум Алексей Анатольевич провел вместе с Галиной Куприной — победителем конкурса «Педагог года» в 2024-м. Она рассказала, что с младших классов начинается объединение учителей, детей и родителей. Как это работает, педагог показала в ходе занятия «Создание календаря семейных праздников».
По итогам конференции в лицее №3 выпустили методическое пособие для учителей. Познакомиться с профессиональными наработками педагогов, чтобы взять их на вооружение, можно на сайте учреждения: sch3.edumsko.ru.