«Лиза Алерт»: «Лисы», поиск пропавших людей и атмосфера приключенческого романа

Александре Пипейкиной 23 года, она – учитель русского языка и литературы в лицее №3 города Дзержинского. Вне школы девушка уже три года спасает пропавших людей вместе с поисковым отрядом «Лиза Алерт». Она рассказала «УВ» о том, что такое «Лиза Алерт» и как действовать, если пропал человек.

— Как вы попали в поисковый отряд?

— Случайно. Я увидела социальную рекламу «Лиза Алерт» в начале 2016 года и зарегистрировалась на их форуме. Так как человек я стеснительный, на активные действия решилась не сразу. На форуме нашла анонс ознакомительной встречи, которую впоследствии решила посетить.

Меня вдохновили горящие глаза людей, которые приехали узнать, как правильно искать пропавших. Поисковики использовали позывные и употребляли в речи странные слова. Все это создавало атмосферу приключенческого романа и ощущение причастности к чему-то большему, которое до сих пор играет важную роль.

Теперь я могу внезапно сорваться среди ночи на поиск пропавшего, позвонить незнакомому попутчику, с которым я доеду до поисковой местности, и, конечно, теперь я рассказываю своим младшим сестричкам сказки о волшебниках-поисковиках, спасающих людей.

— Что такое «Лиза Алерт»?

— «Лиза Алерт» – поисково-спасательный отряд добровольцев. Чтобы поиску не мешали никакие финансовые и бюрократические вопросы, отряда как юридического лица не существует. Мы – просто объединение людей.

Цель отряда – поиск и спасение пропавших людей. Отряд был создан в 2010 году после пропажи четырехлетней Лизы Фомкиной в Орехово-Зуевском районе. Она выживала в лесу девять дней, нашли ее только на десятый, и было уже поздно. Если бы поиски Лизы начались своевременно, у истории мог бы быть совсем другой конец. Добровольцы, узнавшие о пропаже девочки в интернете и помогавшие с ее поиском, поняли, что необходимо создать отряд, который мог бы действовать эффективно в таких ситуациях, чтобы впредь не допустить подобного исхода.

— Какими мероприятиями занимается отряд?

— Поиском пропавших людей в городской и лесной местностях. В городе все поисковые работы делятся на две большие группы: оповещение и опрос. Мы предполагаем, что если человек находится в городе, то его кто-то видел, и наша задача сводится к тому, чтобы найти очевидцев. Оповещение реализуется путем оклейки районов ориентировками, а опрос – сбором информации у людей, которые могли видеть пропавшего.

В лесу все немного сложнее: территория достаточно большая, а опрашивать некого. Поэтому в лесу мы работаем «на отклик» — то самое «ау», которое применялось во все времена. Единственное отличие заключается в том, что отряд это делает согласовано и организовано. У нас не бывает случаев, когда потерявшийся кричал о помощи, а поисковик не услышал и прошел мимо.

Основное правило добровольца, выезжающего на поиск, — своим действием или бездействием не увеличивать количество пострадавших. Поэтому в лес поисковики не ходят поодиночке. После формирования «лис» (пеших поисковых групп), лесная местность картографами делится на квадраты и прорабатывается поисковиками «на отклик». Они проходят от 50 до 100 метров в зависимости от густоты леса, останавливаются, кричат, ждут около минуты, идут дальше. Либо они находят человека, либо точно знают, что человека на проверенной местности нет.

Также в лесу мы работаем «на прочес», когда есть большая вероятность, что человек не откликнется. В этом случае поисковики ровной линией проходят сквозь лес, пробираясь через все буреломы, ямы и овраги. Таким образом, мы ищем и детей, потому что, в силу своей психологии, многие дети не откликаются.

Не всегда поиск человека – работа на местности. Например, если он попал в больницу, то городские и лесные поиски будут в меньшей степени эффективны. Информационная группа в составе организации занимается взаимодействием с различными официальными структурами в ходе ведения отрядом поисковых работ.

В рамках организации функционирует обучающая группа, работающая с новыми членами отряда. Новичкам рассказывают, как правильно проводить поисковые работы, а также показывают это на практике.

Помимо поисковых и обучающих работ объединением организуются профилактические мероприятия. Участники отряда проводят лекции в школах, университетах и других учреждениях. Людей информируют, как правильно себя вести, чтобы не потеряться. Эта деятельность направлена на уменьшение числа пропавших.

— Много ли пропавших удалось найти?

— За 2018 год в России было получено 13996 заявок на поиск пропавших, 11027 человек найдено живыми, 1519 найдено погибшими, а 966 не найдено. 95% пропавших находят при обращении в полицию и в отряд в первые сутки. Кто-то возвращается сам, кого-то находит полиция.

С начала 2019 года в России получено 2744 заявки, живыми найдено 2037 человек.

В Дзержинском, к счастью, люди пропадают не так часто. За три года, что я состою в отряде, мы искали лишь двух людей из города, которые в результате были найдены. Но время от времени появляются заявки на поиск в Дзержинском людей из соседних городов.

— Кто состоит в отряде?

— Это, пожалуй, самое прекрасное, что есть в «Лиза Алерт». В отряде состоят люди абсолютно разных профессий и возрастов: пенсионеры, молодые мамы, студенты, программисты, бизнесмены, учителя. Все они очень интересны и желают помочь.

Со многими я подружилась, и мы общаемся вне поисковых работ. Некоторые помогали мне сориентироваться в жизни. Здесь я обрела настоящих друзей.

— Как попасть на поиск?

— На поиск может попасть любой совершеннолетний человек. В рамках «Лиза Алерт» функционирует интернет-форум, на котором появляется информация о пропавших людях. На форуме новички могут найти информацию об ознакомительных встречах, а опытные добровольцы могут найти попутчиков до места поиска.

Не важно, кем ты работаешь, сколько ты зарабатываешь, как ты учишься. У тебя есть руки, у тебя есть скотч и ориентировки – вперед! Ты умеешь пользоваться компасом, ты умеешь пользоваться навигатором – иди! Это здорово! Это помогает в процессе личной самоидентификации.

— Какой поиск был самым запоминающимся?

— У каждого поисковика есть истории об интересных случаях на поиске, но они не всегда могут увлечь посторонних людей. Встреча с кабанами в темном лесу, например, для меня примечательна в большей степени, чем для других.

Был случай, когда мы после нескольких часов поиска в лесу наткнулись на два больших водоема, соединенных каналом. На обход вокруг них пришлось бы затратить очень много времени. Вдруг среди деревьев мы нашли доску, она идеально подходила по размерам и крепости для того, чтобы положить ее над каналом и пройти по ней. Какова вероятность найти идеальную доску нужных размеров глубоко в лесу? Для других людей это было бы несущественно, для нас, мокрых и замерзших – чуть ли не знак свыше.

Запоминаются необычные поиски, завершившиеся успешно. Один раз человека нашли в другом городе за тысячу километров от Москвы. Сотрудники полиции заметили пропавшего, вспомнили, что видели ориентировку «Лиза Алерт» на его поиск, после чего сразу связались с отрядом. Пропавшего удалось вернуть в семью.

Один раз в лесу застряли пожилые женщины. Самое ужасное, что они видели ведущую к выходу дорогу, но из-за бурелома она оказалась заблокирована, и они попросту не могли выйти из леса. Они провели в лесу две ночи. У одной из женщин был телефон, по которому она связалась со службой спасения. Служба не смогла им помочь по каким-то причинам, но передала информацию нам, а мы их нашли и вывели. Моя группа подошла позже к месту. Я помню, как мы радовались, как нам всем хотелось пообщаться с найденными женщинами. Это было очень красивое туманное утро, и всех нас объединяли чувства радости и единения.

— Если пропал человек, то…

— Необходимо немедленно обратиться в полицию. К сожалению, среди людей бытует миф о том, что в полицию можно обращаться лишь по истечении трех суток после пропажи человека. Это не так! Сразу, как вы поняли, что человек пропал, звоните в полицию!

После обращения в полицию связывайтесь с «Лиза Алерт» по номеру горячей линии 8-800-700-54-52 или через сайт lizaalert.org.

Back to top button