Я – волонтер: «Добрая тысяча», помощь со слезами на глазах и патриотизм

Помните первые дни пандемии, когда было объявлено о самоизоляции? Многие люди относились ко всем предостережениям пренебрежительно. Посчитали, что это «выходные» и с радостью отправлялись на празднования. Для них эпидемия не являлась риском заразить или заразиться. Но с каждым днем заразившихся и, главное, умерших, становилось больше и больше. Правительству пришлось идти на крайние меры – ужесточить правило выхода на улицу. И да, многие пожилые люди, люди с ограниченными возможностями здоровья оставались без поддержки и помощи. К ним на помощь пришли герои нашего времени – волонтеры. Именно о них будет рассказ.

Представьте, что вы одинокий пожилой человек. Вам некому сейчас помочь. Вам страшно. Страшно выйти из дома за хлебом или лекарством, потому что из старенького телевизора все время раздается: “Сидите дома!” И вот вы сидите. У ног трется старенький шпиц, виляет хвостом, лижет руку. Выгуливать собаку – тоже страшно. И вдруг к самому сердцу подкатывает такое отчаяние, такая беспомощность. Дети – далеко, в другом городе. Друзья – такие же люди 65+, которым выйти не менее страшно.

Это небольшой эпизод из жизни моего знакомого, живущего с нами по соседству. О том, что ему нужно помочь первой догадалась моя мама. Вместе мы и пошли к нему, прихватив нехитрый пакет “гуманитарной помощи” для человека и его собаки.

Уже позже, когда страх начал отступать и кроме криков “Помогите!” вокруг стало все чаще раздаваться “Я помогу”, мне довелось познакомиться с теми, кто не испугался в это непростое время взять на себя ответственность за людей, которые живут рядом.

Сегодня за тем, чтобы наши старички (один с хвостом, другой без) имели дома еду, лекарства, средства гигиены следят эти самые волонтеры. Наш приятель смеется: “Выводят одного до лавочки и в маске, другого на поводке до кустов”. Отчаяние исчезло.

Спешить туда, где нуждаются в помощи

Сергей Агаджанян, лидер РОО «РосМолСпорта» и организатор волонтерского движения, на фотографиях в Instagram показался мне очень строгим и серьезным. Все-таки спортсмен. Но общение по телефону (привет, самоизоляция!), начавшееся с официального знакомства, перешло в дружескую беседу.

Сергей, как давно вы стали волонтером? Почему у вас появилось такое желание?

– Волонтером я стал в самые первые дни пандемии. Как только было объявлено о режиме самоизоляции, я услышал про волонтерское движение, сразу принял решение вступить в их ряды. Своим примером я хотел показать молодежи, а также другим членам организации “РосМолСпорт”, что есть очень много людей, которым нужна помощь. Это и старшее поколение, больные и просто те, кто по ряду причин вынужден не выходить из дома.

Как вы узнаете о тех, кто нуждается в помощи?

– Через социальную службу. Заявки по ступают в штаб, через руководителей штаба мы получаем информацию о людях, которые нуждаются в нашей помощи. Ну я, как помощник депутата Мособлдумы Владимира Жука, собираю заявки, и мы их отрабатываем. Парламентарий возглавляет областной волонтерский штаб.

Доброволец и волонтер – для вас это разные понятия?

– Волонтер и доброволец для меня одно и то же понятие, в чем их отличие я и не задумывался. Это люди, которые по зову своего сердца, по собственному желанию помогают людям, своей Родине, что в военное, что в мирное время.

Значит, вы согласны с доктором Лизой, которая благотворительность назвала патриотизмом?

– Не знал, что Елизавета Глинка давала такое определение. Но видите, я посчитал также. Видимо, волонтерское “родство” сказывается.

 Волонтеры получают какую-то поддержку? Как они защищены?

– Вообще волонтеры получают государственную поддержку в виде страховок по здоровью, в перечне все, что связанно с COVID. Но мы помощи не просим. Сами спешим туда, где помощь требуется. Хотя маски и перчатки мы получали в волонтерском штабе у городского депутата в Дзержинском Владимира Харламова.

А что такое акция “Добрая тысяча”? 

– Эта акция Владимира Жука. На собственные средства он закупает продовольственные наборы. Заявки приходят в его штаб, там они обрабатываются и закупается все необходимое. Ни одного отказа от Владимира Петровича ни разу не было. Нельзя сказать, что эти наборы выдаются только социально незащищенным группам. Депутат идет навстречу всем, даже людям, которые случайно встречают его на месте раздачи. Наборы он, как правило, раздает сам. Никому никогда не отказывает в дополнительных наборах или помощи.

Вы действуете на территории нескольких муниципалитетов, где именно?

Мы работаем в Дзержинском, Котельниках, Люберцах, Раменском, в Ленинском городском округе и частично выезжаем в Москву. Пока запросов нет от других округов, где мы могли бы помогать. Причина этому – режим самоизоляции. Но мы считаем важным отрабатывать там, где уже есть наше присутствие.

Насколько сегодня налажен диалог между волонтерами и властями?

– Волонтеры и власть имеют прекрасные отношения. С администрацией либо со штабом у нас не возникает никаких проблем, все решается оперативно. И сейчас, когда нагрянула общая беда, отношения только улучшились.

До событий с коронавирусом какое отношение было к волонтерской деятельности у населения? Что-то сейчас изменилось?

– Знаете, если люди иногда с какой-то иронией относились к волонтерам и добровольцам в целом, то сейчас люди стали искренне принимать помощь. Волонтеры, по моим ощущениям, в борьбе с пандемией стоят на 2-ом месте после врачей.

Можно научиться быть волонтером или это дается не всем? Как пополняете свои?

– Волонтером может стать любой, лишь бы было желание помогать людям. Помимо желания, у волонтера должно быть терпимое отношение к другим. Если таковых желаний нет, то мы не берем таких людей, да и они у нас долго не задерживаются.

***

Добрые дела не заканчиваются

Виктор Худяков, вице-президентом Федерации самбо Московской области, член правления РОО “РосМолСпорт МО», волонтером стал с первых дней пандемии.

Волонтерство – что это для Вас: хобби, способ выйти из дома, жизненный принцип?

– В первую очередь, это способ помочь людям, которые в ней нуждаются.

Как люди реагируют, как принимают помощь? С кем сложнее – с пожилыми или более молодыми людьми?

– По-разному, но в основном – с благодарностью, с уважением к нашему труду. Мы находим индивидуальный подход ко всем, поэтому у нас нет никаких сложностей. Все люди хорошие и добрые, и пандемия только скрепила и объединило всех нас. Люди стали более внимательны друг к другу.

Помимо помощи с продуктами, лекарствами, чем еще помогаете? Психологическую поддержку оказываете?

– Мы – не психологи, но всегда рады выслушать и подарить внимание людям. Когда человек целыми днями сидит дома, и мы приносим продукты, пусть и через маску, но они улыбаются нам. Для любого человека помощь – это внимание, и я считаю, что это лучшая психологическая поддержка.

Забавные случаи были?

– Был случай, когда женщина пыталась мне в карман засунуть 50 рублей в качестве благодарности. А другая дама с недоверием отнеслась к нашей помощи. Начала возмущаться: «Что это такое?! Зачем мне это надо? От кого это?» Ну, мы объяснили. Тогда она спросила, бесплатно ли это. Когда поняла, что это помощь, упокоилась. Но спросила: «А вам зачем это надо?» Мы объяснили, что просто помогаем людям.

Для вас волонтер – это… Дайте свое определение!

– Как я уже сказал ранее, волонтёры для меня это люди, которые помогают другим людям. Думаю, это главное.

***

Я всегда помогаю людям

Алан Хадзиев, двукратный чемпион мира по ММА, член правления РОО «РосМолСпорта МО», сразу согласился стать волонтером, работает с первого дня пандемии.

Расскажите, как для вас началось волонтерство?

– В “РосМолСпорт” я с самых первых дней. Когда организация стала общественной, мне предложили стать управляющим, и я согласился. И когда пришла беда, мы не открыли ворота, а сами вышли навстречу, чтобы победить. И помогать людям.

Волонтерство – что это для вас?

– Волонтерство для меня – помощь людям. Как меня учили с детства лучше помогать людям, чем сидеть сложа руки.

Как люди реагируют, как принимают помощь?

– С улыбкой на лице, люди говорят нам очень много теплых слов, и эти слова нас за душу берут. Как вы знаете, люди бывают разные, но мне легко со всеми.

Психологическую поддержку оказываете?

– Конечно. Когда я вижу, пожилых, которым не с кем поговорить, я останавливаюсь и выслушиваю их, пока они не закончат свою речь, будет ли она длиться минуту или 10 минут. Мы послушаем, поговорим, поддержим, и дальше идем заниматься своими делами.

***

Помощь со слезами на глазах

Андрей Сухин, член правления РОО «РосМолСпорт», актер театра и кино, также стал волонтером с самых первых дней.

Как именно вы узнали о данной организации?

– Все благодаря Сергею Агаджаняну. Раньше, когда я учился на театральном факультете в Крыму, я познакомился с председателем РосМолСпорта. Он увидел во мне потенциал и предложил мне занять должность лидера в Крыму.

Волонтерство – что это для вас: хобби, способ выйти из дома, жизненный принцип?

Волонтерство для меня в первую очередь – это способ помочь нуждающимся. Это способ показать пример молодому поколению, что добро нужно делать бескорыстно. И это малость того, что я могу сделать для малознакомых мне людей.

Как люди реагируют, как принимают помощь?

– Люди принимают помощь со слезами на глазах. Когда мы приходим, люди понимают, что они небезразличны нам. Я вижу в глазах каждого искреннюю благодарность за нашу поддержку и труд. Я человек коммуникабельный, нахожу общий язык со всеми, поэтому, мне не составляет труда общаться с людьми разного поколения. Мне интересно общаться с каждым человеком, ведь в их историях есть приятные воспоминания из моей жизни.

Помимо помощи с продуктами, лекарствами, чем еще помогаете?

– Задача волонтера заключается не только в бытовой помощи, но и в моральной. Мы всегда поддерживаем человека, который находится в подавленном состоянии.

Для вас волонтер – это…

– Бескорыстный человек, который готов прийти на помощь людям. В России нужно пропагандировать это, показывать людям, то, что россияне могут помочь друг другу в трудные минуты.

2018 год в России был объявлен Годом волонтерства. Одна из целей проведения 365 дней под знаком добрых дел – повысить престиж волонтерства. Я не знаю, престижно ли это быть волонтером сегодня. Мне кажется, что два года назад никто и помыслить не мог, что добровольческое движение займёт передовую в настоящей войне с вирусом. Престижно ли помогать? Защищать? В одном я уверена: за эти дни пандемии слово “герой” получило много новых синонимов, один из них – слово Волонтер.

Юнкор Валерия Барбашова 
Back to top button