Стоит ли переучивать ребенка-левшу?

Международный день левшей празднуется 13 августа. Сегодня практически в каждом классе можно встретить детей, предпочитающих при письме, рисовании и другой деятельности левую руку. А ведь еще сравнительно недавно, лет 30 назад, левшей активно переучивали в школе и дома — считалось, что в мире, созданном под правшей, им будет тяжело жить и работать. А каков современный подход к детям-левшам корреспонденту «УВ» рассказала педагог-психолог детского сада №1 «Синяя птица» Юлия Пяртли.

Об особенностях развития

Многочисленные исследования подтверждают: переучивание приводит к ухудшению психического и физического здоровья, среди последствий также различные невротические и неврозоподобные состояния, в частности, нарушение сна и аппетита, вялость, головные боли. Действительно, левше не так уж просто адаптироваться к праворукому миру, и задача педагогов и родителей – помочь малышу в этом.

При воспитании и обучении ребенка с доминирующей левой рукой необходимо учитывать ряд особенностей.

Одна из важнейших — эмоциональная чувствительность леворуких детей, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Особенности организации познавательной сферы могут выражаться в следующем: при рисовании дети искажают форму и пропорции фигур, с трудом удерживают строчку при письме и чтении, допускают ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве, путают близкие по начертанию буквы (т-п, м-л, н-к, и-н), как правило, имеют плохой почерк.

Особая стратегия переработки информации, длительная поэтапная проработка материала объясняет медлительность леворуких детей.

Особая тактика

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Определять ведущую руку целесообразно к 5-6 годам. Можно использовать различные функциональные пробы: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди или «поза Наполеона» и другие способы.

Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только ведущую руку, не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает.

Для того чтобы в будущем у ребенка не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

В школе к ребенку стараются применять особую тактику, не привлекая внимания одноклассников к его леворукости. Так, например, левшу сажают с левой стороны парты, чтобы при письме или рисовании он не мешал локтем своему соседу-правше. А тот, соответственно, ему.

Как правильно класть тетрадь и держать ручку

Тетрадь нужно класть прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но и легко и свободно передвигать руку по строке. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть чуть выше, чем у праворуких, это необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Методика безотрывного письма не применяется при обучении леворуких детей.

Про игры и специальные предметы

Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Если раньше левшам приходилось приспосабливаться к миру правшей, то в наши дни многое создается специально для леворуких.

Если говорить о предметах, необходимых детям для учебы и развития в целом, то это левосторонние ножницы; линейки со шкалой, расположенной в другую сторону; левосторонние точилки для карандашей; блокноты с листами, склеенными между собой с правой стороны, чтобы было удобно писать в них левой рукой; специальные компьютер­ные «мышки»; спорттовары и музыкальные инструменты.

Таким образом, леворуким сегодня быть уже не так сложно. Поэтому не стоит переживать, если ваш малыш родился с активным правым полушарием мозга, и тем более пытаться направить развитие крохи в другое русло.

Следует помнить, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, не всегда связаны с этим. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Back to top button