С восхождением на обе вершины Эльбруса

Несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, этот год стал для участников турклуба «Вершина» молодежного центра «Лидер» довольно насыщенным на приключения. Спортивный маршрут четвертой категории на Кавказ – одно из главных достижений, о котором стоит рассказать отдельно.

«Подготовка маршрута началась еще в прошлом году, – рассказал руководитель турклуба «Вершина» Роман Шилин. – Сначала мы хотели пройти высотный маршрут на Памире, но после зимнего Байкала решили, что хочется погреться в Фанах. Но, как это зачастую бывает, мы предполагаем, а Бог располагает. Всемирная ситуация поменялась, и нам пришлось изменить планы. Выбор пал на Кавказ».

Участники разработали новый маршрут и стали «сидеть на чемоданах» в ожидании открытия въезда. Ситуация наладилась, и вот команда туристов зашла в поезд, отправляющийся в Нальчик. Из-за пандемии, а точнее из-за работы, которая внезапно обрушилась, в поход не смогли пойти четыре участника.

«Надо сказать, что это был первый опыт хождения такой малой группой, и он оказался более чем удачным. По приезде в Нальчик нас уже ждала машина, которая забросила команду в район Безенги. Так началось наше путешествие», – отметил Роман Шилин.

Участников ждало множество интересных и красивых пейзажей, техническая работа на перевалах, гром и молнии над головой, полметра снега, выпавшего за одну ночь, и первопроходы перемычек. Вишенкой на торте стало выполнение Эльбрусского креста с восхождением на обе вершины. В результате, за 21 ходовой день, было пройдено 150 километров пути.

«Команда довольна, практически все цели выполнены, а местами и перевыполнены. Нами был пройден хороший спортивный маршрут четвёртой категории сложности, но самое главное – это отдых и перезагрузка. Сейчас понимаешь, что полон сил и энергии для включения в рабочий процесс. Наслаждаешься фотографиями, вспоминаешь смешные истории и великолепные виды. Самое главное – чувствуешь себя счастливым», – поделился своими эмоциями Роман Шилин.

Размышления о походе членов команды

Максим Залётов:

– Память играет со мной в интересные игры. Она стирает из головы воспоминания об огромном количестве испытаний и переживаний, оставляя только хорошее и светлое.

Я знал, что будет тяжело, но как оценить насколько, если за год в мыслях остались только романтические ощущения о походах, как о приключениях в неизведанный, давно изолированный от людей мир.

Я знал, что будет тяжело по тому, как начался этот год. Казалось, этому походу не суждено было состояться. Видел, как пандемия перевернула наши планы с ног на голову; как рушились планы у людей, которые должны были идти с нами; как сумбурно у меня проходили тренировки; как подписывал отпуск; как получал пропуск в приграничную зону и собирал свой рюкзак. Все это затянуло меня в безумную центрифугу событий, закрутило, не дав возможности опомниться, и выплюнуло уже на Павелецком вокзале. Я стоял там, среди друзей, смеялся и шутил, пытаясь прийти в себя. Но вот уже подошел наш поезд.

Еще сорок часов и начнется поход: километры пути по траве, камням, снегу и льду, стертые ноги, пластыри, перевалы, десятки провешенных веревок, лавины и камнепады, ледобуры и обвязки, мокрые ботинки и перчатки, еще перевалы, ледорубы, дежурства, ветер и солнце. Все это уже мало напоминает романтическое приключение. В голову приходят старые вопросы: «Почему я здесь? Зачем мне все это надо?» Вопросы все те же, но ответы каждый год разные. Это уже не проверка себя – главное я выяснил раньше – то, что за границей «я больше не могу» есть еще тысячи границ. Это и не отдых в классическом понимании – я нигде больше не устаю так, как во время нашего «отдыха». Но это невероятное чувство свободы духа и мысли, возможности почувствовать себя частью надежной команды, быть рядом с людьми, которым можно доверить самое дорогое, ощутить себя маленькой точкой перед грозной мощью природы и, конечно, соскучиться по родным и близким, осознав, что нет ничего важнее друзей и семьи.

Все это переносит из реального мира в одну из книг детства о приключениях, делая тебя героем хоть и маленькой, но легенды, истории, которую через годы можно будет вспоминать и рассказывать с легкой улыбкой. Разве это не стоит перенесенных страданий, не стоит того, чтобы гнуться под тяжестью рюкзака и замерзать на леднике? Каждый сам ответит на этот вопрос. А свой ответ я уже нашел.

Сергей Кузнецов:

– Тройка от единички почти не отличается, а вот четверка – совсем другое дело и с этим я полностью согласен. По моим ощущениям, четверку можно сравнить вот с чем: представьте чувство, когда добегаешь длинную дистанцию и уже начинаешь ловить себя на мысли: очень тяжело, может уже на шаг перейти? Но ещё не переходишь, продолжаешь бороться. Вот четверка для меня полностью состоит из таких эмоций.

Мы шли в этот поход, чтобы, в том числе, прокачать свои навыки работы с веревкой. Но из-за этого чувства, стыдно признаться, совсем не хотелось вызываться на лидирование. Хотелось посидеть, попить водички и ещё посидеть. Так что спасибо шефу за пинки.

Кавказ во многом оказался экспериментальным. Во-первых, хождение малой группой. Горная четверка вчетвером оказалась по-семейному комфортной, несмотря на возросший вес рюкзака. Пришли на стоянку, расчистили площадку под палатку, поставили, забрались внутрь – и можно до утра не вылезать. Внутри тепло, уютно и кормят вкусно. А во время непогоды ещё и Гарри Поттера показывают. Во-вторых, изюминкой похода в этот раз был назначен Эльбрусский крест, который мы с лёгкостью выполнили. В-третьих, в этом году мы взяли с собой квадрокоптер. Кадры с него вы сможете оценить на гусятнике – итоговом досуговом мероприятии, где будет представлено большое видео о походе с комментариями участников. Приглашаем.

Анна Цыганкова:

– Уже позабытые коллеги ухмыляются, встречая меня на работе спустя месяц отсутствия, и задают дежурный вопрос: «Ну что, отдохнула, как отпуск?». Это происходит, пока я иду по коридору, сжимая в руках заявление на новый. Ибо поход четвертой категории сложности – это не очаровательная прогулка, состоящая из многочасовых переходов по долинам и подъема на Эльбрус. Это череда изнуряющих дней, в программе которых карабканье по отвесным скалам, камнепады, сальто на осыпных склонах, внезапно настигающая горняшка, отмёрзшие пальцы и прочие развлечения. Если подробнее, то четверка – это когда за три дня прошел 22 веревки и взял три перевала, но только один из них – твой. Это когда проглатываешь на завтрак кусок колбасы, а традиция бежать вниз со всех ног в альплагерь уже становится вопросом выживания. Это когда ты набираешь снег в бутылку, чтобы спустя несколько часов торжественно слизать пару капель. Это когда переспрашиваешь руководителя: «В смысле? Реально здесь палатку ставим?» А он отвечает: «Да, только справа от нее не ходи, там снежный карниз». Это когда видишь молнию с закрытыми глазами через палатку и тихонько благодаришь Бога за то, что еще минуточку удалось прожить. Это когда: «Макс, если провалишься в трещину, в лагерь можешь не возвращаться». Это когда на высоте 3800 километров ловишь вертолеты, но не спасательные, потому что руководитель знает толк в сюрпризах.

Шутки шутками, но, конечно, все эти трудности и переживания с лихвой компенсируются фантастическими видами вокруг. Как известно, к самым красивым местам не проложены дороги. Самое важное и крутое – это ощущение своего внутреннего роста. Вот уже и не так страшно перебираться через трещины и улетать на склоне не на 50 метров, а всего на два, и ходить на передних зубьях кошек, оказывается, возможно. В горах мы преодолеваем не перевалы, а самих себя. Большое спасибо нашей потрясающей команде и руководителю, которые по первой просьбе, одному грустному взгляду или тяжелому вздоху, помогали перемахнуть сложный участок, накидывали рюкзак или делали селфи на фоне впавшего в анабиоз тела.

Back to top button