Город, который надо открыть

Из школьного курса экономической географии мы хорошо помним про экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный — это когда ресурсов много, никто их толком не считает, в производство вовлекается больше труда, больше капитала, больше земли. Интенсивный путь — это развитие за счет качественного улучшения, более эффективного использования имеющихся ресурсов.

У города Дзержинского такого выбора давно нет. Развитие вглубь и вширь не предполагается. Границы муниципалитета четко очерчены МКАДом, рекой Москвой, Томилинским лесопарком и бастионом зданий «Новых Котельников». Нефть и газ в недрах древней Угреши не найдены.

Остается интенсивный путь развития — использование на полную катушку имеющихся возможностей. Иначе — судьба спального района столицы в лучшем случае.

Две звезды — две светлых повести

Небо над Дзержинским не такое, как за городом. Слишком много огней, идей, соблазнов. Млечный Путь и Большую Медведицу толком не разглядеть. Где же она — путеводная звезда города Дзержинского?

Их две. Первая – статус наукограда, давняя мечта первого главы В.И. Доркина, первого руководителя ЦНО «Угреша» Б.М. Балояна и многих «нихтевцев». Вторая — развитие города как туристического кластера. Николо-Угрешский монастырь, коммунарская история, дзержинские карьеры, Москва-река, гора «Фристайл», Томилинский лесопарк — верстовые столбы этого пути развития. Тоже, кстати, идея, зародившаяся в доркинскую эпоху, но не получившая четких очертаний.

А были и проект парка семейного отдыха «Изумрудный город на Угреше», и «Сентоза-2», и планы по созданию киностудии на месте, где сейчас располагается оленья ферма. Киноиндустрию на угрешской земле приезжал рекламировать Эрик Робертс, «Изумрудный город» — Валерий Сюткин, об азиатской «Сентозе» увлеченно рассказывал сам Виктор Иванович, вернувшийся полным вдохновения из далекого Сингапура. Мысленно он уже примерил центр развлечений для взрослых и детей на наши карьеры. Убеждал, что это никакая не утопия, все реально, и все в наших руках. И в руках инвесторов.

Около сорока лет назад остров Блаканг-Мати в Индийском океане был покрыт джунглями, в которых жили стаи обезьян. А единственным рукотворным объектом был военный форт с артиллерийскими орудиями, которые использовались еще в начале прошлого века. Сингапурское экономическое чудо коснулось этого острова, он получил новое название – Сентоза — и новое назначение. Всего за четыре года крупнейшая мировая компания обогатила дикое место туристической инфраструктурой: благоустроила пляжи, возвела океанариум, парк бабочек, музей восковых фигур мадам Тюссо, санный спуск, декорации из фильмов «Беверли Хиллз» и «Улица Сезам», замок из мультика про Шрека, веревочный парк, водные аттракционы, скалодром, кафе, отели и многое другое. Что-то подобное Доркин хотел воспроизвести и у нас, поэтому и предложил название «Сентоза-2».

Две идеи той эпохи соперничали — наукоград и туристический центр. Ломались копья на семинарах, которые устраивал Доркин. Выходцы из «Союза» никак не хотели ее признавать: на протяжении десятков лет создавали энергетику для межконтинентальных ракет, участвовали в разработках для космической отрасли, а теперь дети ученых и инженеров пойдут в официанты, горничные и прачки? Никогда! Вот технопарк, университетский городок, развитие высокотехнологичных производств — это разговор! Площади есть, научный потенциал еще не разбазарили… Пойдем по пути наукограда! Жизнь примирила сторонников «алой и белой розы». Сначала поняли, что обе идеи можно развивать параллельно, а потом… Потом запал куда-то исчез, а мечты засосала рутина повседневности.

Всплески были и потом. Бабкен Мушегович Балоян периодически приходил в прямой эфир, чтобы рассказать о проекте наукограда, собирал документацию, как Минин пытался вдохновить Пожарских (глав) на эту идею. Виталий Михайлович Панаморенко лет семь назад заговаривал о строительстве древнерусской фольклорной деревни под стенами нашей обители и прорабатывал возможность включения нашего города в состав Серебряного ожерелья России. «Да с нашим названием города вряд ли такое возможно, — пытался возражать я, — ну, представьте, как звучит: старинный русский город Дзержинский». «Все возможно», — убеждал Виталий Михайлович. Не верится, но лучше мечтать, чем быть бескрылыми птицами.

Поэтому пора окрыляться, чтобы не потерять самобытность города и его экономический потенциал. А это возможно лишь при интенсивном пути развития, то есть при грамотном использовании имеющихся богатств. А богата наша земля своей уникальной историей, местоположением и ландшафтом. Будем исходить из этого, чтобы не превратиться в брюзжащих обывателей спальных кварталов.

ЗАГЛЯНУТЬ В ГЛАЗОК

«А вы слышали про село Глазок? — спросил меня несколько месяцев назад первый заместитель главы администрации города Олег Пташкин. — Ведь теперь это самое известное село в России!» Олег Павлович долго рассказывал, как село Глазок Мичуринского района Тамбовской области получило признание. Учащиеся местной школы сделали сайт, где красиво и с любовью рассказали о своей малой родине. Первый сайт села, кстати говоря, созданный школьниками. Село как село, проживают в нем полторы тысячи человек, есть храм, дом культуры, магазин «Ромашка», где продаются, как уверяют ребята, самые вкусные пироги из местной пекарни. А еще есть хороший пляж, не хватает, правда, спасателя… Обычная и необычная русская глубинка, так мило описанная школьниками и разрекламированная на всю Россию. Только в первые две недели сельский сайт посетили 200 тысяч человек! Ребята рассказали историю своей земли, поведали красивую легенду о названии, пригласили всех в гости… С надеждой, что село будет жить и не затеряется на просторах Черноземья. Сайт села Глазок на просторах интернета не затерялся. Первый и важный шаг на пути к созданию еще одной туристической точки на карте страны.

Еще пример. ООН (!) признала деревню Бехово в Тульской области с населением в 58 человек одним из лучших туристических мест в мире. Этот населенный пункт расположен на берегу реки Оки, здесь есть автобусная остановка, детский лагерь отдыха, храм Живоначальной Троицы, стела, посвященная героям Великой Отечественной войны. Но деревенька сохранила свою самобытность, как сейчас модно говорить — аутентичность, народно- художественные промыслы, а потому привлекает туристов и получает мировую известность.

А что говорить о Мышкине! Крошечный городок на берегу Волги стал центром туристического притяжения. Всего-то пять квадратных километров по площади, пешком за три часа обойти можно, но едут сюда экскурсионные автобусы, причаливает к пристани паром. В индустрии туризма, кажется, занят каждый житель Мышкина. Историю по крупицам здесь начали воссоздавать энтузиасты, а в итоге превратили свой городок в музей под открытым небом. Музей мышки (и не только), продажа сувениров, мастер-классы по народным промыслам, кафе и отели — все это привлекает сотни тысяч российских и иностранных туристов. Старинный купеческий город с пятивековой историей не был чем-то уж славен. Но местные краеведы откопали предание, по которому уставшего с дороги князя Мстиславского разбудила маленькая мышка и тем самым спасла от ядовитой змеи. Та самая мышка дала работу и смысл жизни нескольким тысячам жителям этого чахнувшего некогда городка.

Расскажу еще о Дмитрове и лягушке. В этом подмосковном городе мне частенько приходилось и приходится бывать. Как и Москва, Дмитров был заложен великим князем Юрием Долгоруким. На центральной площади есть памятник князю, гостей и паломников радушно принимает Дмитровский кремль, можно забраться на земляные валы, насыпанные еще в 12-м веке… Казалось бы, история этого старинного русского города написана, и добавить уже нечего. Но вот лет двадцать назад в Дмитрове откуда ни возьмись появился культ… лягушки. Центр города украсил фонтан «Ожидание» с четырьмя лягушками, ждущими стрелу Ивана-царевича, недалеко от кремля открылся музей лягушки, повсеместно в киосках стали продавать сувениры и магнитики с лягушками. И тут, как в случае с мышкой, свое слово сказали предприимчивые краеведы. Теперь каждый приезжий посвящен в предание, как был спасен от неприятеля город: лягушки от топота копыт вражеской конницы расквакались, и дмитровские воины вовремя сумели отразить набег. Правда ли это, вымысел ли, никто не знает. Но лягушка помогает зарабатывать для города деньги, пополнять налоги, дает рабочие места дмитровчанам.

«Город будущего на древней земле»

Этот слоган, придуманный мной лет пятнадцать назад, обсмеяли не раз. И если вторая часть его не вызывает сомнений, то за первую еще не знаю, как не закидали помидорами. Наверное, просто не знали про авторство. А если серьезно, то о будущем пора задуматься. И превращение Дзержинского в туристический кластер, на мой взгляд, не самая плохая и не самая безумная идея.

Я рассказал, как в других российских городах (и даже селах и деревнях) грамотно и умело реализуются туристические проекты. Как даже незначительные исторические факты и события конвертируются в ощутимые источники дохода и рабочие места. А мы? Разве нам, с нашими богатейшими пластами истории, стыдно позвать в гости туристов и паломников? Жемчужина православия и архитектуры, старинный монастырь в честь Святителя Николая, песчаные карьеры с бирюзовой гладью воды, коммунарская колыбель, где вчерашние беспризорники получали путевку в жизнь, градообразующий «Союз», где рождалась энергетика для легендарных «Катюш»… Вот он, современный Дзержинский, стоящий на древней земле Угреши.

P.S. В следующих номерах «Угрешских вестей» я изложу свои мысли, как можно было бы развить городскую туристическую инфраструктуру. Но мне хотелось бы получить от вас, уважаемые читатели, обратную связь, узнать ваше мнение по этому вопросу. Давайте обменяемся идеями! Пишите мне WhatsApp + 7-905-737-09-00 или на электронную почту bokov.tv@yandex.ru

Буду благодарен вам за любое мнение, за любое интересное предложение, и, с позволения редакции еженедельника, обещаю озвучить их в газете. Мечтаю, чтобы превращение города Дзержинского было народным проектом, который все поймут и примут.

Дмитрий БОКОВ, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»

Back to top button