Путевка в коммунарскую эпоху

Предлагаю продолжить начатый разговор о превращении города в туристический центр и наметить точки притяжения для желающих посетить древнюю Угрешу – современный Дзержинский.

Магнитики

Особенность каждого города, вовлеченного в туриндустрию, такова: есть флагман и есть множество сопутствующих объектов, которые призваны заинтересовать гостей. К примеру, как в Костроме. Старинный русский город, основанный Юрием Долгоруким еще в 12-м веке, форпост владимирско-суздальской земли, родничок красивых преданий, былин, купеческого шика, а ныне – один из значимых ювелирных и экскурсионных центров России. Главная достопримечательность, конечно, Ипатьевский монастырь со своей неповторимой архитектурой, колыбель династии Романовых. В эту обитель устремляются паломники и туристы из всех уголков страны и зарубежья. Но поток гостей не был бы таким полноводным, как река Волга, на которой стоит древняя Кострома, если бы не красивейшая набережная, беседка и драмтеатр им. А.Н. Островского, если бы не знаменитые Торговые ряды и пожарная Каланча, если бы не музей деревянного зодчества и музей льна, если бы не парк «Берендеевка» и Терем Снегурочки. А еще – бережно хранимый подвиг Ивана Сусанина и Романовский музей. И, конечно, великое множество гостиниц, отелей, ресторанчиков и кафе.

Главный наш центр притяжения, конечно, Николо-Угрешский монастырь с многовековой историей и уникальным зодчеством. А что у нас еще может служить «магнитиками» для туристов? Поднимем-ка сегодня коммунарский пласт новейшей истории Дзержинского.

Сама история звучит!

Коварна, противоречива и парадоксальна история. «Вторая Лавра», как называли православную обитель Николая Чудотворца в 19-м веке, в двадцатых-тридцатых годах прошлого столетия стала колыбелью для коммунаров. В 1927 году на территории бывшего Николо-Угрешского монастыря разместилась трудкоммуна №2 ОГПУ, куда собрали беспризорников со всей страны. Здесь они учились, постигали грамоту и навыки рабочих профессий. «Путевку в жизнь» за годы существования коммуны получили не только подростки, лишенные родительской опеки, но и взрослые люди асоциального поведения. Вчерашние беспризорники стали достойными членами общества: рабочими, инженерами, врачами, учителями, артистами, художниками, спортсменами. А это – подвиг талантливых организаторов, воспитателей, педагогов, последователей Антона Семеновича Макаренко.

Эти страницы советской истории нашего поселка достойны не только журналистского и писательского пера, не только содержательной экспозиции в КЭЦ, но – целого музея трудовой коммуны. Вызовет ли интерес туристов? Думаю, да, если воспроизвести ремесленные мастерские, в которых коммунары изготавливали не только табуретки и прочую мебель, но также обувь, гипсовые статуэтки, инкубаторы и даже музыкальные инструменты неплохого качества. Балалайки, гитары, гармошки производили на фабрике музыкальных инструментов нашей трудкоммуны.

Помню, пришел как-то к нам на передачу известный в городе ветеран Геннадий Иванович Ерастов, развернул меха гармошки, и зазвучали в эфире аккорды мелодий 30-х годов. Эту гармошку собственноручно изготовил на музыкальной фабрике его отец, коммунар. Проводить на базе музея мастер-классы – чем не профориентация и «ворлд скилс»?!

Незабытые имена

А какими личностями славилась трудкоммуна! Эти имена могут стать хорошими «маячками» для туристов. В одном из «раскрученных» городков экскурсовод с придыханием рассказывала, что вот по этой улице хаживал племянник Пушкина, и, возможно, посадил вот эту липу. Все мы, конечно, благоговейно прикоснулись к стволу. Многие светились от счастья и фотографировались у дерева, «назначенного» стать легендарным.

У нас же совсем не проездом был, жил, работал поэт, классик советской литературы Ярослав Смеляков. Помните: «Хорошая девочка Лида…» Или: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану…» Ярослав Смеляков трудился ответственным секретарем коммунарской газеты «Дзержинец», активно участвовал в написании сценариев для театральной студии ДК «Вертикаль», пылко влюблялся, галантно ухаживал за местными девушками, посвящал им свои бессмертные стихи. Премия Ярослава Смелякова у нас есть, библиотека имени Ярослава Смелякова есть, а вот музея поэта нет. Даже мемориальной доски нет. А ведь смогли бы привлечь внимание любителей литературного творчества.

Несомненно, интерес вызвали бы и другие имена знаменитостей, своими судьбами связанные с трудкоммуной имени Дзержинского. Ансамбль песни и пляски при ДК «Вертикаль» создавал А.В. Александров, прославленный советский композитор и дирижер. Чуть позднее немало участников ансамбля перешли в знаменитый Ансамбль песни и пляски Красной армии. Воспитанников изостудии патронировали известные художники Б.В. Иогансон, Г.М. Щегаль, А.П. Хотулев, ученик великого И.Е. Репина. В 1928 году нашу трудкоммуну посетил писатель, классик советской литературы Алексей Максимович Горький, он приехал вместе с известным журналистом Михаилом Кольцовым. Оба были воодушевлены царящей здесь атмосферой новой жизни, и оба написали восторженные очерки. Правда, под обстрел их критики попала скульптурная студия, где воспитанники ваяли из гипса «ширпотреб»: чернильницы с изображениями крестьян, какие-то пепельницы, фигурки дамочек в тюлевых юбочках, негров с цветочными вазонами на плече… Производство этих «мещанских безделушек» быстро свернули. Но именно студийцы были авторами первого памятника Ф.Э. Дзержинскому, бюст «железного Феликса» был установлен в парке перед монастырем. Вскоре появился и бюст Горького. Вот бы воспроизвести для экскурсантов… нет, не бюсты, а этот яркий и противоречивый период советской истории нашего города. Ведь огромной популярностью пользуются у туристов всяческие музеи советского быта. Для живших в СССР – ностальгия, для юных поколений – любопытство.

По рельсам коммунарской истории

Кстати, памятником и гимном коммунарской эпохе является фильм Николая Экка «Путевка в жизнь». Правда, наши коммунары и воспитанники Болшевской коммуны до сих пор спорят, кого из них воспел кинематограф. Конечно же, наших! Впрочем, яркие герои фильма всего лишь собирательные образы: и начальник коммуны Николай Сергеев (актер Николай Баталов), и Жиган (актер Михаил Жаров), и, конечно, чудной и по-своему обаятельный Мустафа, который дорогу строил (актер Йыван Кырля). И вот тут мы подходим к самому интересному в нашей теме. Строительство железной дороги – реальный факт, отраженный в кинокартине. Конечно, рельсы-шпалы железнодорожной ветки уже не те, что уложены героическими коммунарами. Но они есть, и они требуют ремонта. Можно восстановить хотя бы участок железнодорожного полотна, пустить паровоз или хотя бы дрезину, прообраз той самой, на которой передвигался Мустафа. Кстати, самим актером и его гениально созданным образом очень гордятся земляки. На малой родине, в Марий Эл, установлен памятник самому известному беспризорнику той поры. Мустафа (Йыван Кырля) увековечен на легендарной дрезине. Памятник актеру возвышается на площади у железнодорожного вокзала Йошкар-Олы. Жители республики хранят память и привлекают туристов. Смотришь в «Инстаграм» йошкаролинские фотографии, немалая часть из них – с Мустафой.

Камень преткновения?

Несколько лет назад по инициативе членов Совета ветеранов, ряда депутатов городского Совета и главы города В.М. Панаморенко у первой школы, старейшей в городе, был заложен камень на месте будущего памятника коммунарам, объявлен конкурс на самую достойную скульптурную композицию. Впрочем, такая идея возникала не единожды, но каждый раз уходила в небытие, как вода сквозь угрешский песок. Предполагаю, причиной во многом была идеологизация вопроса. Может, настало время вновь вернуться к этой мысли – увековечить коммунарское прошлое Дзержинского? И туристический проект вполне мог бы «оживить» тот самый закладной камень. Написал и сам улыбнулся: «живые камни», это сильно! Нет, живая история! Так ведь и чудеса иногда случаются…

P.S. Я по-прежнему жду ваших откликов и предложений по теме развития города Дзержинского как туристического центра. Интересно любое ваше мнение, интересна любая идея. Пишите в WhatsApp + 7-905-905-737-09-00. Или на электронную почту bokov.tv@yandex.ru

Дмитрий БОКОВ, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»

Back to top button