Ветка сирени и яблоневый цвет

Электронные письма читателей открываю с таким же благоговением и нетерпением, с каким когда-то доставали корреспонденцию из железных почтовых ящиков, висевших на каждой калитке ушедшей в прошлое деревни Гремячево.

Туристическая тема нашла отклик в сердцах читателей. Прежде всего тех, чей род корнями уходит в старинную угрешскую землю, да тех, кто давно живет и работает в Дзержинском. Кто душой сросся с городом.

Предложения интересные и разные, но суть их одна: придать развитию туристического направления местный колорит, не забыть про идентичность маленького уголка нашей огромной страны. Для моих читателей Россия начинается с Угреши. Я искренне признателен за эти отклики неравнодушных людей, обогащающих проект новыми идеями и смыслами, новыми оттенками и полутонами. Вот так художник, следом за крупными мазками, наносит на полотно мелкие штрихи, прорисовывает детали, и эта кропотливая работа рождает неповторимый шедевр живописи. Нашу картину туристического будущего города мы рисуем с вами вместе. Это то, о чем я мечтал: сделать проект народным!

Без флагманских объектов и магистральных сюжетов сама идея создания у нас туристического кластера была бы пустышкой. Николо-Угрешский монастырь, коммунарская эпоха, причал на Москве-реке, горнолыжный спуск «Фристайл» и карьеры — маяки для раздумывающих побывать в Дзержинском. Но как важны «магнитики», о которых мы уже говорили! За ними тоже едут, их забирают на память. А случайно наткнувшись на этот сувенир, вновь возникает желание вернуться туда, где было хорошо. Туда, где «сия вся угреша сердце мое».

До сих пор помню волшебный вкус яблочного пирога, сладкого с кислинкой, которым нас, экскурсантов, потчевали в доме-музее Марины Цветаевой. Небольшой одноэтажный деревянный дом, сруб с террасой, выкрашенный зеленой краской, каким-то невероятным образом уцелел в подмосковном Болшеве. Хотя каменные исполины-многоэтажки современного Королева сотнями пластиковых окон насупленно глядят сквозь сосновые кроны на скромненькую обитель муз.

Марина Ивановна провела на этой съемной болшевской даче свое последнее счастливое лето в кругу родных и любимых людей. Уже в августе 1939 года будет арестована ее дочь Ариадна, а осенью и ее муж Сергей Эфрон, сама же она вскоре отправится в ссылку, в далекую и неприветливую Елабугу. Неподалеку от дома разбит сквер ее имени, в память о страданиях этой удивительной поэтессы с восхищением и трепетом перед гением поэта ежегодно 19 июня загорается «Цветаевский костер». Традиционно здесь собираются ее поклонники, читают стихи — о любви, душе, родине. А 30 июля, в день именин Марины Цветаевой, здесь ежегодно проводится бардовский фестиваль, и под сенью старых сосен душевно звучат струны гитары и голоса исполнителей. И, конечно, на светлой террасе деревянного дома устраиваются чаепития с тем самым, знаменитым цветаевским яблочным пирогом. Секрет особенного вкуса в начинке — яблоки со сметаной. Говорят, этот пирог очень любили в доме Цветаевых-Эфронов. Хотя биографы поэтессы ставят под сомнение, что Марина Ивановна сама его пекла, так как, по ее же признанию, умела «только писать стихи». Скорее всего, стряпала это лакомство «пожилая ласковая Катя», многолетняя помощница по дому. Так или иначе, цветаевский пирог стал легендой и символом дома-музея.

А у нас, напомню, жил и работал известный поэт, классик советской литературы Ярослав Смеляков («Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду»), стихами которого зачитывались в 20-м веке, немало из которых легли на музыку. Какие смеляковские традиции живы у нас? Почему его имя не собирает в Дзержинском тысячи поклонников? Вот он, «магнитик» для нашего проекта.

Возвращаясь к письмам и откликам читателей, скажу что поступило немало предложений обратить внимание на деревню Гремячево, некогда принадлежавшую Николо-Угрешскому монастырю, самую протяженную в округе, очень красивую, стоявшую на холмах и пригорках с живописным видом на пойму реки Москвы.

И, тем не менее, большие сомнения закрались: а что воспевать, чем удивлять заезжих гостей? В общем-то, обычная деревня была в двадцати верстах от Москвы. Оказывается, и здесь можно найти свои «изюминки» для нашего «пирога». Ведь мы тоже можем угощать туристов чаем с душистыми травами и дымком из самовара на шишках, да пирогами из русской печи.

Из истории деревни Гремячево известно, что местным жителям давали хороший приработок богомольцы, останавливавшиеся на постой. Паломники постоянно, не только в большие праздники, прибывали в монастырь. Гремячевские хозяюшки буквально сбивались с ног, ставя самовары и таская на стол пироги из печи. Так пусть и наши угрешские пироги станут такими же знаменитыми на всю Россию, как осетинские, пусть едут за ними, как в Тулу за пряниками.

А гремячевская ромашка как символ Угреши, о чем я уже писал! Поля белели от миллионов ромашковых соцветий, подводы с этим лекарственным цветком уходили в Москву, в знаменитую аптеку на Никольской, принадлежавшую фармацевту Владимиру Карловичу Феррейну. Впрочем, мои читатели спорят со мной по поводу символа Угреши. Вот письмо от коренной жительницы, в недавнем прошлом депутата городского Совета депутатов Елены Евгеньевны Логиновой.

«Многоуважаемый Дмитрий Александрович! Прочитала Вашу статью в «УВ». Что сказать… Здорово! Но, есть но…

  1. Символом должна стать ветка сирени. С сиренью ассоциируются воспоминания людей, которые помнят деревню Гремячево, у кого бы Вы ни спросили. А помните, когда накануне Дня Победы, в 2010 году, местные жители совместно с администрацией города и Советом депутатов сажали сирень. Именно наш город является родоначальником акции «Сирень Победы», которая продолжается до настоящего времени. А книга «Сирень Победы», автором которой является коренной житель деревни Гремячево! На двери ее подъезда, на улице Спортивной, красуется та ветка сирени, которая и символизирует наш город.
  2. Как коренной житель города, чей прадед похоронен в стенах Николо-Угрешского монастыря, предлагаю создать схему деревни Гремячево с указанием домов и ФИО людей, кто там проживал, чтобы увековечить память о деревне. Что было тогда на месте этих домов и что находится сейчас. А именно фотоматериал.
  3. Есть фильм «Когда пробуждаются мертвые» (снятый в деревне Гремячево в 1926 году, – прим. Д.Б.). Не надо забывать о нем.
  4. В деревне Гремячево были и свои герои. От Героя Советского Союза Расторгуева до простого жителя С.А. Агальцова, который служил на зенитной точке, охранявшей небо нашего города от вражеских самолетов».

Ветка сирени — символ Угреши, как вариант! Сам слышал от старожилов, которые вспоминали, как по весне плыл над деревней густой запах сирени. Срубы, крытые, как правило, соломой, буквально утопали в зарослях сиреневых кустов. Но еще в эти дни многие убеждали меня, что лучшим символом будет яблоневый цвет, ведь в местных деревнях: Гремячеве, Кишкине, Денисьеве, Алексееве — в каждом дворе росли десятки яблонь. И когда они зацветали, вся округа была, словно, невеста в белой фате.

Об интересе туристов к крестьянскому быту и советскому прошлому написала в своем письме Ирина Викторовна Кириллова, еще один уважаемый в городе человек, ветеран ТЭЦ-22, тоже в недавнем прошлом депутат городского Совета депутатов.

«Уважаемый Дмитрий Александрович!

С большим интересом читаю Ваши статьи в газете «Угрешские вести». Все, о чем Вы пишете, не только познавательно, но и очень актуально. Я как многодетная бабушка часто вместе с внуками посещаю различные музеи и выставки. И поэтому отлично понимаю, что интересно детям. В прошлом году мы с внучкой плавали на теплоходе по Волге, и посетили несколько городов, в том числе Мышкин, Калязин, Тутаев, Ярославль, Кострому, Чебоксары… И я отметила для себя, что внучке нравятся интерактивные музеи, где можно потрогать экспонаты, поучаствовать в обсуждении событий, о которых рассказывает экскурсовод. В большинстве городов, которые мы посетили, имеются музеи дворянского и купеческого быта, музеи вещей из СССР, а также тематические музеи — пряника, сыра. Так что тема быта дореволюционного периода достаточно широко освещена в городах с давней историей. В нашем городе это невозможно, поскольку на его территории не было ни купцов, ни дворян. Зато у нас были деревни, а позже — трудовая коммуна. Поэтому я считаю, что было бы интересно развить эти темы.

Вариант №1. Музей крестьянской избы. Во дворе вырыть колодец-журавль, чтобы каждый экскурсант мог попробовать накачать воды. Стожок сена, где можно поваляться или попрыгать. Поленница, которую можно попробовать сложить. Козлы — напилить дрова. В избе — русская печь, из которой ухватом достают горшок с кашей, которую экскурсанту надо съесть деревянной ложкой.

Вариант №2. Музей возвращения беспризорников к нормальной жизни (в трудкоммуне).

В нем можно показывать сценки из жизни беспризорников, о том, как их возвращали к нормальной жизни, как они овладевали профессией. Также, учитывая, что у нас была фабрика музыкальных инструментов, можно устраивать мастер-класс игры на балалайке. Такие мастер-классы проводили в Москве во время пасхальных или рождественских фестивалей, и они пользовались успехом у всех групп населения».

Сделать музеи интерактивными, — вот что особенно привлечет туристов, и в этом Ирина Викторовна абсолютно права. Конечно, возникает вопрос, а где взять столько экспонатов? Если вспомнить цветаевский музей в Королеве, то, по словам экскурсоводов, ни одна вещь не была приобретена за деньги. Воссоздать быт болшевской дачи помогли местные жители, а наполнить экспозицию личными вещами — друзья и родственники Марины Ивановны. Надеюсь, и мы с миру по нитке соберем достойные свидетельства жизни гремячевской Угреши. И сделаем это не только ради того, чтобы подивить и развлечь гостей города. Для себя прежде всего, для своей памяти.

P.S. По-прежнему жду ваши отклики и предложения по теме развития туризма в городе. Пишите в WhatsApp +7-903-553-20-25 или на электронную почту bokov.tv@yandex.ru

Дмитрий Боков, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»

Back to top button