Легенды и тайны нашего города

Скорбящий мальчик

В Сквере Победы стоит скульптура обнаженного мальчика, закрывающего лицо руками. Многим она кажется нелепой и даже неуместной, к тому же история ее появления довольна туманна. «Скорбящий мальчик», — так называют изваяние самые осведомленные. А что же, на самом деле, символизирует эта фигура, и если скорбь, то по чему? В народе гуляет две версии, объясняющих замысел скульптора. Первая утверждает, что мальчик этот — беспризорник, один из тех ребят, что в двадцатые годы были собраны на перевоспитание в Трудкоммуну имени Дзержинского. Вторая версия мне представляется более реальной: скульптор изобразил подростка, страдающего от ужасов войны. Говорят, что рядом собирались установить скульптурное изображение женщины в лохмотьях с грудным ребенком на руках. Собирались, но не хватило средств. Если бы мальчик изначально находился в Сквере Победы, то второй вариант не вызывал бы никаких сомнений. Однако, прежде чем «переехать» к военному мемориалу памяти, скульптурная работа была установлена у Палестинской стены монастыря, примерно на том месте, где в 1998 году появился Знак Святителя Николая работы Вячеслава Клыкова.  Увы, трагичность изваяния не помешала местным острякам проводить шутливые акции по надеванию трусов на обнаженного мальчика. Остается лишь гадать на кофейной гуще, что хотел сказать скульптор и что символизирует фигура несчастного подростка. В Сквере Победы мальчик прижился. И если красные гранитные флаги, сотни высеченных на каменных плитах имен, благородный и трепетный Вечный огонь — это память о погибших, то Скорбящий мальчик (неважно кто, — ребенок, попавший под бомбежку и потерявший семью, узник концлагеря) — символ того кошмара, который гитлеровский фашизм принес нашей стране.

Куда пропала Афродита?

Под сенью старых лиственниц у невзрачной кладки из силикатного кирпича притаилась бронзовая Афродита с двумя амурчиками. Скульптурная композиция была установлена в бетонной чаше, и можно предполагать, что когда- то здесь был фонтан. Эту идиллию мог лицезреть каждый, кто частенько заглядывал в клуб или просто прогуливался мимо здания ДК «Вертикаль», выстроенного еще коммунарами. Дворец культуры снесли в 2008 году, а скульптура Афродиты пропала гораздо раньше, в начале 90-х годов прошлого столетия. Причем, вначале похитили статую древнегреческой богини, а потом исчезли амурчики. Самая распространенная версия кражи была и самой прозаической: сдали в пункт приема цветмета. Да и чему тут удивляться, вся страна в эти заполошные девяностые пошла на переплавку. Горько и тошно было старожилам: вот так по-варварски обошлись с одним из притягательных символов их юности. Ведь Афродита, на фоне растиражированных памятников вождям революции, была чем-то необычным, грациозным, обладающим налетом таинственности и легкой эротики. Потом кто- то высказал мысль, что богиня с верными амурчиками не погибли в плавильной печи, а украшают собой зеленую лужайку у роскошной виллы нуворишей. И вот однажды в редакцию «Угрешских вестей» заглянул встревоженный читатель. В глянцевом журнале по ландшафтному дизайну он обнаружил нашу Афродиту с амурчиками… в далеком австралийском Сиднее. Она стоит на постаменте посередине искусственного пруда. Вокруг свежевыкошенные лужайки и композиции из экзотических растений. Как она попала на этот далекий материк, в Южное полушарие Земли, остается лишь догадываться. Была ли похищена по заказу, специально для Австралии, или уже после кражи «пристроена» за три моря-океана, — значения теперь не имеет. Да и наша ли эта Афродита? По словам того же гостя редакции, на фото хорошо видны дефекты скульптуры, которые были у нашей Афродиты.

Памятник, который перешел из столицы

А знаете ли вы, что памятник основателю земли Угрешской скульптор Вячеслав Клыков изначально ваял для Белокаменной? Именно в столице, к 850-летию Москвы, и планировалась установить бронзового Дмитрия Донского. Было выбрано место в районе Таганки, в Заяузье, исстари именуемое Вшивой (или Швивой горкой). Успели даже заложить камень… Здесь в 1380 году собиралось войско и ополчение для похода на Куликово поле. Столичная мэрия заказала Вячеславу Михайловичу памятник великому благоверному князю, и он уже был выполнен в гипсе. Однако вскоре скульптору был дан «отбой». То ли московские власти не рассчитали бюджет юбилейных торжеств, то ли нашлись некие политические причины, но памятник было решено не ставить. Видимо, так благосклонна к Угреше оказалась судьба памятника Дмитрию Донскому, что 21 сентября 1997 года он занял достойное место у нас в городе. Во всяком случае, сам автор об этом не жалел. «Судьбе так угодно было распорядиться, что памятник из Москвы перешел сюда», — сказал нашим журналистам Вячеслав Михайлович.

Кстати, сам Вячеслав Клыков мечтал продолжить скульптурную композицию, установив за спиной Дмитрия Донского звонницу. «Она своим силуэтом даст некое средоточие, — говорил в интервью ТВ «Угреша» Вячеслав Михайлович, — и будет перекликаться с Николо-Угрешским монастырем, с его башнями, звонницами, куполами». Но, судя по всему, городские власти нашли иное решение. Дмитрий Донской не слился с серыми панельными многоэтажками. Прекрасным фоном для величественной скульптуры святого князя стала краснокирпичная стена ТЦ «Дар».

Надо сказать, что историческая справедливость восторжествовала и для столицы. Через семнадцать лет памятник Дмитрию Донскому все же был установлен примерно в том месте, где планировал Вячеслав Клыков,- на пересечении Николоямской и Яузской улиц. Однако произошло это лишь в мае 2014 года, через восемь лет после смерти скульптора. Жаль, ведь Вячеслав Михайлович мечтал увидеть памятник святому благоверному князю в столице. После установки бронзовой скульптуры герою Куликовской битвы на Угрешской земле, он создал другой образ великого князя,- сидящим верхом на походном боевом коне, с мечом на левом бедре и стягом великого Московского княжества. Отлитым из бронзы этот памятник Вячеслав Клыков уже не увидел… Работа прекрасная, как все произведения Скульптора. Однако жителям города Дзержинского ближе наш Дмитрий Донской, где «меч основателя грозно воздетый в зенит».

Второе пришествие «Железного Феликса»

В ночь с 13 на 14 октября 2003 года памятник Ф.Э.Дзержинскому, стоявший напротив монастыря, был разрушен. Он не упал целиком, но отвалилась нога и рука. Для города это было ЧП, все-таки, ФЭД — символ нашего города, давший ему имя. Правда, нашлось немало горожан, в основном из числа прихожан обители, которые узрели в этом знак свыше: памятник главному чекисту и богоборцу пал аккурат на Покров. Припомнили, что грозил кулаком православным храмам («неслучайно «ирод» был поставлен в этом месте!»). На самом деле, замысел скульптора был вполне миролюбивым: Дзержинский стоял на постаменте с газетой в руке. А когда «газета» со временем отвалилась, остался лишь крепко сжатый кулак, направленный в сторону обители. Убежденные в том, что Дзержинский не рыцарь революции, а кровавый палач, радовались этому происшествию и говорили о карающих высших силах.  По другой версии, более земной, памятник был сломан умышленно, с использованием  человеческого ресурса. Якобы даже были свидетели тайной акции: ночью подогнали грузовик, какие-то мужики вытащили из кузова тросы, обмотали ими ногу скульптуры и дали «газу»… Однако, «Железный Феликс» выстоял, не рухнул, только был частично покалечен. Впрочем, в это тоже не совсем верится. «Железный Феликс» как раз и не был железным. Памятник основателю ВЧК и большому другу всех беспризорников был выполнен из гипса на деньги благодарных коммунаров и установлен в 1938 году. Еще удивительно, что простоял он в относительной целости и сохранности шесть с половиной десятилетий.

ЧП с разрушением памятника Ф.Э. Дзержинскому оказалось резонансным, и по предложению городского Совета ветеранов первый глава города В.И. Доркин принял решение поставить новый памятник «Железному Феликсу». «Да, — говорил Виктор Иванович, — фигура очень противоречивая, но благодаря Феликсу Эдмундовичу была создана трудкоммуна, где тысячи несчастных обездоленных мальчишек получили путевку в жизнь, наконец, его имя носит наш город, и странно не иметь у нас памятник этому человеку». Памятник предполагалось поставить на прежнем месте, чуть ниже Верхнего пруда. Однако этому решению воспротивился наместник монастыря архимандрит Вениамин, заявив, что «не позволит святотатству свершиться во второй раз». Власти не стали спорить и выбрали другое место, в скверике у ДК «Вертикаль», бывшего коммунарского клуба. Вскоре был подготовлен проект нового памятника, за основу которого был взят известный монумент скульптора Вучетича, стоявший на Лубянке. Скульпторами выступили А.Ширнин и С. Яндубаев, архитектором — В. Япринцев. На средства городского бюджета в Минске была заказана бронзовая статуя высотой 3,2 метра и весом около двух тонн. Открытие нового памятника Ф.Э. Дзержинскому состоялось 11 сентября 2004 года, в день рождения основателя ВЧК. На торжественной церемонии присутствовал внук «Железного Феликса» — Феликс Янович Дзержинский, человек совершенно мирной профессии (доктор биологических наук, профессор МГУ, орнитолог), но искренне убежденный в правоте, честности и неподкупности своего деда, рыцаря революции.

Богемское стекло и Кремлевские звезды

Лет двадцать назад жительница нашего города Наталья отправилась в тур по Европе. В Чехии их повели на завод богемского стекла. Экскурсовод рассказывала о технологии производства и упомянула подмосковный Дзержинский. Оказывается, часть продукции изготавливается не только из местного песка, но также из привозного. А доставляется он с Дзержинских карьеров. Какова же была радость и гордость Натальи услышать имя родного города!

Ценность нашего дзержинского песка в том, что он мелкозернистый, к тому же тяжелые минералы присутствуют в нем очень незначительно. Такую роскошь нам подарили древние моря, благодаря им и формировался столь ценный кварцевый песок. Геологи считают, что эти залежи образовались в Юрский период, когда нынешние подмосковные земли были морским дном. Только одним повезло меньше, а нам досталась ценная порода! Наши пески имеют широкую цветовую гамму — от белых до темно- золотистых. В особой цене — песок белоснежный.

Потребителями высококачественных стекольных песков нашего месторождения являются более 100 предприятий стекольной промышленности европейской части России, производящих оконное и зеркальное стекло, хрусталь и аптекарскую посуду. А начались разработки нашего песка, судя по всему, еще в 18 веке, когда на полную мощь заработали семь российских стекольных мануфактур.

А еще в народе упорно ходит молва, что рубиновые звезды на башнях Московского Кремля изготовлены из стеклянных пластин, в основе производства которых — песок из наших Дзержинских карьеров. Собственно, сам факт того, что кремлевские звезды выполнены не из природных минералов, ни у кого не вызывает сомнений. А где был добыт исходный материал для изготовления уникальных семимиллиметровых стекол рубиновой окраски, — этот вопрос вызывает споры. Лыткаринцы, например, считают, что на их песчаном карьере, мы убеждены, что на нашем. Но абсолютно достоверно известно: Соборная площадь Московского Кремля выложена дзержинским песчаником.

Дмитрий Боков, депутат городского Совета депутатов, редактор ТВ «Угреша»

Back to top button