О молитвенном обращении к Богородице
Редакция газеты «Угрешские вести» продолжает общение с иеромонахом Филаретом, насельником Николо-Угрешского монастыря, в рубрике «Православный мир».
Объясните, как так — в ноябре надо молиться Казанской Богородице, летом Тихвинской. За пьяниц и наркоманов «Неупиваемой чаше». Я понимаю, что это названия икон. Но люди почему-то поздравляют и говорят: «Давайте молиться Владимирской Богородице о здравии детей, Казанской – чтобы неверующие стали верить в Бога…» Объясните.
Достойно, спасительно и праведно молиться Пресвятой Богородице пред святыми Её иконами и зимой, и летом, и в радости, и в горе, молиться за себя и за других, за болящих, страждущих, согрешающих, кающихся, верующих, неверующих, ближних и дальних — за всех, во всякое время, и на всякий час, и на всяком месте.
Мы обращаемся в молитвах ко Господу Богу, Пресвятой Богородице, святым, а вовсе не к иконам. Иногда, правда, говорят, что в таком-то случае нужно молиться перед такой-то иконой, или такому-то святому. Но среди икон или святых нет никакой «специализации», и молитвенные прошения перед любой иконой или любому святому могут быть услышаны и исполнены Богом.
Но есть церковный опыт, который хранит в своей памяти конкретные случаи услышанных молитв, иногда ещё при жизни святых. Из жития, например, свят. Спиридона Тримифунтского, знаем, что он помог человеку расплатиться с долгами, превратив змею в золото, а потом возвращенное золото обратно в змею. Опираясь на этот случай, и мы просим его помощи в подобных обстоятельствах, и святитель помогает!
Знаем о помощи святых врачей, например, великомученика Пантелеимона или святого Луки Крымского и обращаемся к ним с просьбой о помощи в болезнях.
То же и с иконами. Вскоре после обретения Казанской иконы Божией Матери произошло два чудесных исцеления от слепоты: женщины, которая шла к чудотворной иконе и прозрела ещё по дороге, и слепого младенца. Поэтому перед Казанской иконой традиционно молятся о возвращении зрения, что вовсе не означает, что исцеление и божественная помощь не может прийти и иным путем.
Можно, кстати, заметить, что речь у нас идёт обычно о наших житейских нуждах. Гораздо реже мы просим у святителей- духовной мудрости, у исповедников- укрепления в вере, у мучеников — мужества и терпения в скорбях, у преподобных отцов и матерей — кротости, смирения и молитвы.