Иван Краснослободцев: «Мы помогали афганскому народу»

Войны-интернационалисты рассказали учащимся гимназии №4 о том, как защищали интересы Отечества вдали от дома. Встреча была приурочена к 34-й годовщине вывода войск из Афганистана.

«Разговор о важном» открыл заместитель главы города Анатолий Бондарев. Он напомнил, что 12 декабря 1979 года на пленуме ЦК КПСС было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. Уже 27 декабря начался знаменитый штурм неприступного дворца Амина. Этот объект спецслужбам удалось захватить за одну ночь, что до сих пор считается выдающимся подвигом. Хотя силы противника более чем в четыре раза превышали наши, потери со стороны «советов» составили 14 погибших и 13 раненых. Тогда как 200 бойцов противника были уничтожены и 1700 взяты в плен. «На тот момент еще никто не догадывался, что война будет продолжаться 10 страшных лет, за которые страна потеряет более 15 000 бойцов. К сожалению, это было только начало. Нас ждали первая и вторая чеченская, Югославия», — рассказал гость.

Из первых уст

Продолжился урок мужества рассказами непосредственных участников этих событий. Гвардии сержант ВДВ Иван Михайлович Краснослободцев сообщил, что служил в 350 воздушно-десантном полку, дислоцировавшемся в Кабуле. Туда был переброшен вместе с другими ребятами после трех месяцев обучения в Фергане. Уже на аэродроме срочники очень удивились тому, что кругом валяются патроны и гранаты — на территории СССР они отчитывались о каждой гильзе.

«Тяжело было. У меня все проходило как в поговорке: война — ерунда, главное — маневры. Подчас сложнее были переходы в горах на сильной жаре. Некоторые не выдерживали перегрузок и умирали. Были и боевые потери… Поначалу мы не боялись, но, когда несколько раз пули просвистели над головой, а рядом погиб товарищ, пришло понимание, что война — не шутка, не игрушка. Все это всерьез», — поделился Иван Краснослободцев.

Полковник в отставке Александр Геннадьевич Хрусталев поведал, что Каганский 280-й отдельный вертолетный полк, где он служил, был в полном составе подготовлен в простых и сложных метеоусловиях. «Мы проходили тактические учения в горах: и десант высаживали, и стреляли, и бомбили, поэтому у нас не было неожиданностей при выполнении боевых задач», — отметил пилот.

В 3 часа ночи 13 декабря 1979 года полк подняли по тревоге. Конечной точки командир не указывал. Все летели за направляющим. Прибыли в город Чирчик под Ташкентом, забрали десант. «Я вез припасы. На борту нас охранял один старослужащий десантник и трое ребят, которых призвали два-три дня назад. Ночью их подняли по тревоге, одели и загрузили, они приняли присягу. Потом за две недели они прошли полугодовой курс подготовки: с утра до вечера бегали по барханам, стреляли, врывали бомбы», — рассказал ветеран. Уже в 6 утра 1 января 1980 года полк перелетел границу и сел на аэродроме Шендант. Там вертолеты дозаправились и отправились в Кандагар, где базировался полк. «Нас встречал почетный караул. Обстановка не отличалась от той, к которую я привык видеть во время службы в Узбекистане. Там впервые я увидел трехлинейку, которую раньше доводилось встречать только в музеях. Ружье было выше солдата. Первая же ночь началась с обстрела, и мы поняли, что это война», — рассказал Александр Хрусталев. Он пояснил, что в его полку было четыре эскадрильи. Та, в которой служил он, базировалась в Баграме, в районе Кабула. Александр Хрусталев летал на тяжелых транспортных вертолетах МИ-6. Возил бойцов, продовольствие, горючее. Одно время — спецназовцев. «Они ходили небольшими группами по несколько человек, уничтожали душманов. Уже по возвращению в Союз я узнал, какие задачи выполняли, например, вшестером брали вражеский караван. У них был очень высокий уровень подготовки», — отметил пилот.

Вертолет Александра Хрусталева первый раз попал под обстрел в горах, когда летел из Гозни в Кабул. «Было солнечно, небо голубое. Я пролетаю и смотрю — подо мной кишлак, и там кругом сверкает сварка. Но проводов не видно. На аэродроме я рассказал об этом однокашнику по училищу Валентину Калачикову, который летал на МИ-8. Он говорит: «Пойдем к вертолету, посмотрим результат». Оказалось, по мне работали пулеметы. У него вертолет был весь в заплатах», — рассказал авиатор.

Тяжело в учении

На вопрос о том, что было самым страшным на войне, Александр Хрусталев подчеркнул: «Разгильдяйство, как и в гражданской жизни. В войсках ВДВ подготовка намного отличалась о той, что была в ВВС. Там был жесткий порядок, дисциплина. Естественно, меньше ребят погибало», — пояснил он. «Друг прислал мне видео из зоны СВО, где ребята из ЛНД и ДНР воюют с 2014 года. Там молодых бойцов воспитывают очень жестко. Он спросил, как я отношусь к такому? Я ответил, что все правильно. Не будет дисциплины, не будет порядка, будут гибнуть люди. Боец должен быть грамотным, подготовленным и не принимать скоропалительных решений. Это нужно и рядовому на случай гибли командира», — пояснил участник встречи.

Не просто было и выявить противника. Простой крестьянин, возделывавший днем землю, ночью мог уходить в горы с автоматом. Тяжелее всего летчику пришлось, когда он узнал о гибели своего друга Владимир Сульженко, с которым вместе учился. Тот летел в ущелье и попал под обстрел крупнокалиберного пулемета.

По просьбе гимназистов пилот рассказал и о своем быте: «Человек привыкает ко всему — к войне, к обстрелам. Эскадрильи были разбросаны по всему Афганистану. Мы прилетали зачастую ночью, и пока нас заправляли и загружали, уже выставлялись посты. Паролей мы не знали, поэтому спали прямо в вертолете. Через месяц в Афганистане у нас на борту была уже буржуйка, умывальник и водонагреватель. Зачастую питались тем, что перевозили».

Все было не зря

Учащиеся спросили ветеранов о целях участия Советских войск в конфликте. Иван Краснослободцев пояснил, что первоочередной задачей было быстрее американцев занять предгорье Панджшер, откуда ракеты «Першинг» могли долететь до Москвы. «Счет шел на часы, и глобальная задача была выполнена. А тогда накал был не меньше, чем во времена Карибского кризиса. Второй целью было построить социализм. Реализовать ее не удалось. «Советский союз помогал афганскому народу: специалисты строили больницы, школы, производственные мощности, отправляли продовольствие. Основной же задачей было противостояние США, как было в Анголе и в ходе других конфликтов. Американцы готовили в Пакистане боевиков. Россия посылала солдат. По большому счету, мы воевали с Америкой», — пояснил гвардии сержант ВДВ.

На вопрос о необходимости в Специальной военной операции ответил Александр Хрусталев: «У нас выбора не было — или мы, или нас. И Владимир Владимирович поступил очень грамотно — успел ввести войска до того, как ВСУ напали на Донбасс. Если бы мы не вошли в Украину, то в конце февраля — начале мирта началась бы полномасштабная операция по захвату ДНР и ЛНР, а дальше – Крыма. Но в них участвовали бы уже войска НАТО. Освободить эти территории было бы намного сложнее. Вопрос стоит так: или мы будем существовать как Россия, или нас не будет».

Завершила урок директор гимназии №4, председатель Совета депутатов Ирина Шувалова. Она отметила, что такие «Разговоры о важном» помогают ребятам составить собственное представление об исторических событиях на основе воспоминаний очевидцев. «Если мы не рассказываем нашим детям о своей истории, то за нас это делают другие, искажая правду», — сказала она и призвала ребят быть критичными к информации в интернете.

Back to top button