Чтоб в учении успехов добиваться…

Второй региональный научно-практический семинар «Многоточие» собрал в гимназии №5 педагогических работников из Дзержинского, Люберец, Котельников и Лыткарина, учащихся и их родителей. Тема этого года — «Традиции и инновации: пути взаимодействия и практики эффективного сотрудничества».

Познакомиться с интересными педагогическими находками гостям предлагали уже в фойе. Здесь была организована выставка семейного творчества «Делаем сами своими руками», еще одна, «Грани мастерства», выносила на суд зрителей работы педагогов.

Открыла семинар директор гимназии №5, почетный работник общего образования РФ Наталья Викулова. Она напомнила, что учреждение имеет статус инновационной площадки, сотрудничает с Институтом изучения детства, семьи и воспитания. «В этот раз мы представляем весь образовательный комплекс: дошкольников, педагогов детских садов, учащихся, учителей, родителей. А гимназисты 10–11 педагогических классов попробуют себя в новом статусе», — подчеркнула Наталья Абрамовна.

Пленарная часть

Научный руководитель гимназии № 5, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Нина Граблина в формате аудиозаписи представила доклад «Формирование и развитие эмоционального интеллекта как эффективная технология в образовании школьников».

Нина Васильевна напомнила, что первым о прочности знаний, окрашенных эмоциями, заговорил К. Д. Ушинский, а в советское время — В. А. Сухомлинский. В своей знаменитой книге «Сердце отдаю детям» он высказал мысль, что эмоциональное восприятие ребенка должно быть связано с анализом и размышлением. На практике применял это знание легендарный ленинградский учитель литературы Е. Н. Ильин. Например, изучающим роман Л. Н. Толстого «Война и мир» старшеклассникам предлагалось на уроке разделиться на две группы, ответив на личностно ориентированный вопрос «В какой семье хотел бы жить ты: у Ростовых или у Болконских?». Ученики горячо спорили, отстаивали свою позицию, обращаясь к художественному тексту.

«Когда человек вовлечен в активную эмоционально-мыслительную деятельность, формируются его нравственные идеалы, убеждения. Знания, окрашенные сильными эмоциями, останутся со школьниками надолго, а может, и навсегда. Убеждена, что современный урок литературы должен быть построен так, чтобы сердце каждого ученика думало», — подчеркнула Нина Граблина.

Она отметила, что эту технологию продуктивно используют учителя истории Елена Глебова и Андрей Моченов. На уроках математики Наталья Ковалева, изучая с семиклассниками тему «Проценты», приводит в качестве дидактического материала информацию о составе блокадного хлеба. «После такого урока вряд ли кто-то из этих ребят бросит кусок хлеба на кухне или в школьном коридоре. Под впечатлением от услышанного и прочувствованного учащаяся Екатерина Гаврилова взялась за проектную работу о судьбе ленинградцев, составе блокадного хлеба и успешно защитила ее», — сообщила Нина Васильевна. И добавила, что в начальной школе на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира» и во внеурочной деятельности технологию эмоционального интеллекта систематически используют Алина Колпакова и Галина Молотова. Нина Граблина убеждена, что ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны на диалог с родителями, сверстниками, учителями и с самими собой.

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Ольга Мохова представила доклад «Традиции и инновации. Пути взаимодействия и практики эффективного сотрудничества МБОУ «Гимназия №5».

Она напомнила, что многие годы в образовательном учреждении проводились конкурсы «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни» для старшеклассников и «Алло, мы ищем таланты» для воспитанников начальной школы. Кроме того, малышей посвящали в гимназисты.

Новая редакция закона «Об образовании» определяет воспитание как задачу школы. И в этом учебном году в гимназии №5 появилось много новых традиций: 14 декабря первоклассников примут в «Орлята России», учащиеся старших классов смогут примкнуть к «Движению первых», еженедельно проводится «Разговор о важном»: урок, который помогает детям узнавать больше о людях, сыгравших значительную роль в истории России.

От слов к делу

Практическая часть семинара началась с 15 открытых уроков, где были представлены различные технологии обучения. Например, на внеурочном занятии «Правильное питание — залог здоровья!» учителя Светлана Галета и Елена Винокурова вместе с 8 «В» применяли проблемно-исследовательскую: изучали состав продуктов питания, проводя качественные реакции на белки, жиры и углеводы. Игровую технологию использовал на уроке истории «Путешествие в Древний Египет» в 5 «В» Андрей Моченов. Рассказ о великой пирамиде Гизы ученица иллюстрировала игровым 3D-видеорядом. Внеурочное занятие «Занимательная информатика» с применением информационно-коммуникационной технологии провела, пробуя профессию учителя, ученица 9 «Б» (психолого-педагогического класса) Яна Киреева.

Затем были организованы 17 мастер-классов, где педагоги гимназии также реализовали различные практико-ориентированные технологии. Например, на уроке «Кредитные истории» ученики 11 «А» и 9 «Д» вместе с выпускницей гимназии №5 педагогом Еленой Глебовой рассчитывали выгодный для семейного бюджета заем.

Применяя технологию творческих мастерских, учитель математики Елена Лазарева провела с 8 «Ж» мастер-класс «Построение генеалогического древа». Она поделилась своими наработками и опытом сбора информации о предках. Ведь ее «древо» — это целых 1280 человек. В работе ей помогали ученики: Людмила Шведнюк нарядилась в повседневный костюм крестьянской девушки Тамбовской губернии.

Мастер-класс, построенный на технологии сотрудничества, «Россия в стихах и песнях» вместе со 2 «Б» организовала учитель начальных классов, руководитель историко-патриотического клуба «Искорка» Елена Смольянинова. С помощью песен и стихов в аудиозаписях и в исполнении учеников и их родителей дети вспомнили знаменитых пол ководцев от А. Невского до Г. К. Жукова. И пришли к мысли, что за каждым из великих военачальников стоят простые солдаты, среди которых дедушки и бабушки, воевавшие в Великую Отечественную. Их память почтили минутой молчания. Подошли учащиеся и к теме локальных конфликтов: среди их родственников есть участники войн в Чечне и Сирии.

Работая в группах, дети написали в сердцевину «ромашки» слово «солдат», а на лепестках перечислили все, что важно для бойца. Помимо любви к Родине, веры, долга, чести, ему очень нужно, чтобы дома ждали. К этому ребят подтолкнули прозвучавшие «Жди меня» К. М. Симонова и песня А. Хворостяна «Не надо забывать солдата».

В завершении урока ребята хором исполнили марш «Мы русские, с нами бог» со словами А. В. Суворова и поддержали идею написать письма защитникам Отечества в зоне Спецоперации.

Разговор о важном

Третье направление практической части семинара объединило десять уроков. С учениками 10 «Б» провели беседу на тему «Духовно-нравственное значение семьи в жизни человека».  Ведущими выступили старший священник храма Сошествия Святого Духа на апостолов отец Сергий (Калашников) и учитель словесности Ирина Приходько.

Технологию проблемного диалога с элементами технологии критического мышления применила на дискуссионной площадке «Отцы и дети XXI века» с учениками 10 «А» учитель русского языка и литературы Елена Присяжнюк.

Учитель физической культуры Галина Хмылина и преподаватель-организатор ОБЖ Павел Матейчук провели для учащихся 9 «А», 9 «Б», 9 «Д» военно-спортивный турнир «Сила в единстве».

Большой интерес гостей вызвал ворк-шоп «ПрофPlay». Его с 9 «Г», 9 «Д», 9 «Е» и 8 «А» провели старший методист Людмила Саютина и учитель Ольга Коломиец. На этом уроке ребята встретились с представителями четырех интересных профессий.

Выпускница гимназии №5 Анастасия Снегурова рассказала о работе политика, реализуя проект «Мир возможностей» партии «Единая Россия». Советник главы Дзержинского по вопросам взаимодействия с политическими партиями и молодежными движениями рассказала, что начинала в Молодежном парламенте города, потом работала в администрации. Являясь членом местного политсовета, вместе с коллегами по партии она участвует в сборе и отправке гуманитарной помощи в зону СВО.

«Политик — это одна из важных и ответственных профессий, влияющая на управление государством и обеспечение благосостояния населения. Он выполняет много разных функций: от создания законодательных актов до формирования общественного мнения, —отметила Анастасия Снегурова. — Путь в эту сферу лежит через общественную деятельность, волонтерство, социальные проекты и получение специального образования».

Еще один выпускник гимназии №5 Сергей Шевелев представил ребятам профессию художника-оформителя. Он рассказал, что сначала учился на преподавателя рисования и черчения, а потом нашел себя в граффити. Множество проектов он выполнил как декоратор: студия ТВ «Угреша», павильон «Атом» на выставке «Россия» (ВДНХ), помещения для съемок политических деятелей, включая Д. А. Медведева и В. В. Путина. Работы Сергея украшают стены ГСК на въезде в город и водораспределительные будки, веранды в детском саду №6. Профессия позволила ему много путешествовать. А в последнее время он сосредоточился на трехмерном граффити.

О профессии железнодорожника рассказал Евгений Бургсдорф, преподаватель Московского колледжа транспорта. Он сообщил, что в прошлом году пятеро выпускников гимназии уже стали его студентами.

«Профессия железнодорожника очень многогранна. К ним относятся и специалисты по ремонту путей, обслуживанию светофоров и переездов, обеспечению связи, поддержке состояния локомотивов, вагонов, контактной сети. И машинисты, операционные логисты, бухгалтеры, руководители», — сообщил Евгений Аркадьевич. Он рассказал, что начинал слесарем по ремонту подвижного состава. Отучившись, стал машинистом, был руководителем, а теперь передает свой опыт и знания студентам. «Плюсы профессии — высокая заработная плата, личностный рост, разнообразие, возможность путешествовать во время работы, социальный пакет», — добавил он.

Мама одного из учеников Василиса Павлова по основной профессии инженер-экономист в деревообрабатывающей отрасли. А по призванию — писатель-фантаст. Это не редкость. Достаточно вспомнить А. П. Чехова или Л. Н. Толстого. «Для каждого, кто пробует себя в новом деле, полезно получить оценку профессионала», — отметила гостья. Для нее им стал писатель Е. Лукин. А самое главное для успеха, по ее мнению, желание писать, умение вызывать у читателей эмоции и вера в себя.

Чтобы помнили

Завершился семинар открытием Парты Героя. В старшей школе уже есть одна — посвященная ветерану Великой Отечественной войны Адельфине Михайловне Мазятовой. А новая разместилась в начальной: в классе, где Елена Смольянинова занимается со своим 2«Б».

В своей речи секретарь местного отделения «Единой России», глава города Владимир Шелухин отметил, что передача памяти о подвигах наших героев из поколения в поколение — очень важная задача. «Новая Парта Героя посвящена Николаю Петровичу Отводову. В Великую Отечественную войну он дошел до Берлина, а после своим великим ратным трудом сохранил тысячи жизней, разминировав территории Польши и Литвы. Сейчас в Восточной Европе говорить об этом не принято, но мы обязаны помнить», — подчеркнул Владимир Викторович. Как муниципальный координатор партийного проекта «Новая школа» он особо отметил, что проект будет развиваться во всех школах Дзержинского.

Back to top button