Сквозь годы и века

Совершить путешествие во времени предложили жителям и гостям Дзержинского на выставке живописи «Сохраняя традиции». Она прошла в паломническом центре «Николо-Угрешского» монастыря.

Со вступительным словом к первым посетителям обратился председатель местного отделения Союза художников Подмосковья Роман Железкин. Он рассказал, что на вернисаже представлены 22 работы, созданные участниками «Угрешского пленэра».

Традиция совместного творчества существует с 2012 года. А осенью 2023-го к ней приобщились 25 авторов из Люберец, Пушкино, Чехова, Лыткарино, Москвы и Дзержинского. За десять дней они написали 90 картин с видами города и монастыря.

Ранее большую часть картин можно было увидеть в Культурно-эстетическом центре на отчетной выставке. Новинка — четыре работы Геннадия Труфанова и Григория Яковлева. Последний использовал гуашь и бумагу, чтобы показать архитектурную жемчужину Подмосковья. «Григорий очень хорошо чувствует материал. Он создал панно с образным представлением монастыря: его храмов, колокольни, палестинской стены. А над этим ансамблем облака в виде знака бесконечности, — отметил Роман Николаевич. — В реальности такого ракурса не существует, но живопись позволяет создать образное отражение реального мира».

Продолжает тематику картина Романа Железкина «С работы», на которой изображен вид монастырской стены со стороны завода. Полотно переносит в прошлое не только своей стилистикой. Помимо башни, автор поместил на картину кусты, которые росли на этом месте в его детстве. Кажется, если заглянуть за угол, можно увидеть и гипсовую статую Феликса Дзержинского. «Художник должен не просто писать натуру. Его задача — передать то, что он почувствовал, увидев ее», — пояснил автор.

Переносит в прошлое и картина председателя лыткаринского отделения Областного союза художников Натальи Каменской «Рыжая осень». Мы видим фибролитовый дом, залитый солнечным светом. Такие виды можно было наблюдать здесь и 30, и 40 и 50 лет назад…

Рядом интересный ракурс еще от одного живописца из Лыткарино Владимира Колосова: стена монастыря, дом, колокольня. Взгляд на это место со стороны тоже будит воспоминания, перенося на десятилетия назад.

Выделяется из общей канвы «Набат» за авторством представителя Пушкинского отделения СХП Владимира Урсакия. Автора уже нет в живых, а саму работу хотят подарить монастырю. На ней мы видим надвратный храм, от которого разлетаются птицы, услышавшие звуки колокола. Картина заставляет задуматься о вечном и вместе с тем скрывает в своей глубине надежду: сквозь темные тучи пробивается белый свет.

Основную часть экспозиции дополняют народные костюмы разных регионов России: Рязанской, Владимирской, Тамбовской и других областей. Как пояснил Роман Николаевич, они созданы студентами Московского государственного педагогического университета в качестве дипломных проектов.

Два наряда на манекенах. А еще несколько в ходе открытия можно было увидеть на участницах студенческого театра реконструкции костюма «Вервица». Так называются веревочные четки с узелками. По словам Романа Железкина, они символизируют связь поколений и традиций, которая представлена и на выставке. А сами народные костюмы очень хорошо дополняют живопись. «Вместе они создают атмосферу ушедших эпох, погружают зрителя в мир русской культуры. Мы видим, что каждое поколение — звено одной цепи, и сегодня традиции наших предков продолжают жить и развиваться», — отметил художник.

Роман Николаевич подчеркнул, что представленные народные наряды более чем на 90% аутентичны. Они создавались по старым технологиям. Ткали их на станках XIX века, вышивали согласно традициям региона: например, нижегородский свадебный костюм со златотканым шитьем. И хоть сусальное золото и жемчуг здесь ненастоящие, сделан он так же, как и его дореволюционные прототипы.

Back to top button